Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Воздушные массы и атмосферные фронты»

суслова светлана николаевна
Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Воздушные массы и атмосферные фронты»

Технологическая карта урока №25 по географии в 8 классе.

УМК: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. : ООО «Русское слово-учебник», 2013;

Учитель: С. Н. Суслова Дата ___/___/___г.

Тема урока/ Тип урока: Воздушные массы и атмосферные фронты / урок «открытия» нового знания

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о типах и движении воздушных масс, «атмосферных фронтах», «холодных и теплых фронтах»

Планируемые результаты

Предметные:

- давать объяснение понятиям: «воздушные массы», «тип климата», «погода», «циркуляция ВМ», «атмосферный фронт», «тёплый, холодный атмосферный фронты»;

- уметь объяснять условия образования атмосферных фронтов;

- выделять главный или существенные признаки при характеристике разных типов ВМ, атмосферных фронтов

- уметь определять прогноз погоды при приближении фронта, по местным признакам, возможность прохождения атмосферного фронта;

- делать вывод о различиях погоды, характерных при про-хождении разных типов фронтов.

Метапредметные:

- развивать умение определять и формировать цель и задачи на уроке, организовывать свою деятельность, проводить сравнение, делать выводы;

- совершенствовать умения работать с разными источниками информации;

- выявлять причинно-следственные взаимосвязи;

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели;

- самостоятельно исправлять ошибки;

- слушать и понимать других, формулировать и аргументировать свое мнение, умение принимать совместные решения, умение контролировать и оценивать свои действия.

Личностные:

- развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;

- развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;

- развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;

- понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- понимать роль и значение географических знаний; способствовать воспитанию информационной культуры, умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- развивать географические знания, познавательный интерес, умение самостоятельно решать проблему, отбирать нужную информацию, применять знания учебной деятельности.

Методы обучения: Метод групповой работы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Учебник, атласы, рабочая тетрадь,

Ход урока

Этап урока: Организационный момент

Деятельность учителя: Приветствие учащихся, проверка готовность к уроку, пожелание плодотворной работы.

Деятельность учащихся: Отвечают на приветствие учителя, готовность к уроку. Взаимодействуют с учителем. Мобилизуют силы.

Формируемые УУД:

ПУУД: Выделение существенной информации из слов учителя.

КУУД: Слушание учителя

РУУД: умение настраиваться на занятие

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Деятельность учителя: Создает условия для включения в деятельность, проверяет готовность, мотивирует к изучению темы озвучивает проблемный вопрос: почему на Урале и в Сибири разные погодные условия?

Деятельность учащихся: Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм, слушают учителя.

Этап актуализации

Деятельность учителя: организует воспроизведение ранее усвоенных знаний: письменно –тест, у доски просит составить характеристику Ц и АЦ, фронтальный опрос по изученному материалу.

Деятельность учащихся: Размышляют над вопросами учителя, дают ответ.

Этап выявления места и причины затруднения

Деятельность учителя:Помогает учащимся определить проблему «незнания» (задаёт вопросы: какие типы воздушных масс мы знаем? Вспомним их характеристику, главные свойства? Какую погоду они приносят?

Деятельность учащихся:Выполняют задания на карточках. Определяют проблемы «незнания» (отвечают на вопросы)

Формируемые УУД:

КУУД: слушать и понимать других.

РУУД: выдвигать версии решения проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать свою деятельность.

ПУУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Этап целеполагания (построения выхода из затруднения)

Деятельность учителя:Провоцирует учащихся на осознание цели деятельности, предлагая определить значимые цели для каждого ученика: а зачем нам это знать? Слушая прогноз погоды по ТВ, вы неоднократно слышали словосочетание «атмосферный фронт», и представляете его важность, как на карте, так и в жизни. Как они образуются? Какую погоду они приносят? В этом мы с вами должны разобраться.

Вместе с учащимися определяют цель урока.

Деятельность учащихся:Формулируют тему, цель урока и цель деятельности

Формируемые УУД:

ПУУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

КУУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение.

РУУД: уметь определять цель и за-дачи на уроке

Этап организационно – деятельностный

Деятельность учителя: Стимулирует активное участие учащихся к усвоению материала, организует группы. Предлагает самостоятельную работу с учебником по алгоритму:

Признаки сравнения Теплый фронт Холодный фронт

Движущая сила

Как ведет себя воздух? --- ---

Какую погоду приносит? --- ---

Теплый фронт:

1. Теплый воздух надвигается на холодный. 2. Теплый легкий воздух поднимается вверх 3. Затяжные дожди. 4. Медленное потепление.

Холодный фронт:

1. Холодный воздух надвигается на теплый. 2. Выталкивает вверх легкий теплый воздух.

3. Ливни, грозы. 4. Быстрое похолодание, ясная погода.

Анализирует результат. Подводит учащихся к проблемному вопросу, который прозвучал вначале урока. Предлагается выполнить географический диктант по теме.

Деятельность учащихся:Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи, работают со схемами, рис. 67, 68 в учебнике и текстовым материалом, объясняют образование фронтов, заполняют таблицу, делают вывод, записывают в тетрадь

Просматривают материал о движении ВМ, образовании фронтов. Обдумывают и решают проблему. Анализируют карту, творчески мыслят и отвечают на вопросы. Объясняют правильность выбора ответа

Формируемые УУД

ПУУД: развитие познавательных интересов; формирование ИКТ- компетенции.

РУУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;умение работать по собственному плану; умение оценить свои действия

КУУД: уметь работать в группе; умение формулировать и аргументировать своё мнение, уметь выражать и отстоять своё мнение, слушать и понимать других, принимать совместное решение.

Этап закрепления полученных знаний.

Деятельность учитель: (задает вопросы) Можете ли вы точно сформулировать понятия «воздушные массы», «тип климата», «погода», «циркуляция ВМ», «атмосферный фронт?

Деятельность учащихся:Осмысливают, отвечают на поставленные вопросы.

Формируемые УУД:

ЛУУД: Формирование ответственного отношения к работе.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Деятельность учитель: Благодарит за работу на уроке, предлагает оценить свой вклад в достижение цели и задач урока. Предлагает выразить своё отношение к уроку. Чьи выступления из ребят вам понравились, почему? Что вызвало на уроке затруднение? Оцените свою работу на уроке? Задаёт домашнее задание, определяя степень сложности по выбору.

Деятельность учащихся: Оценивают одноклассников. Объясняют, почему так себя оценили. Определяют уровень достижений своих результатов. Выражают своё мнение об уроке. Записывают домашнее задание

Формируемые УУД:

РУУД: оценивать степень и способы достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки; умение оценивать результаты.

ЛУУД: Формирование ответственного отношения к работе.

[iПриложение][/i]

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Воздушные массы – очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воз-душных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты.

Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы. Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена тем-пературы, облачности, давления воздуха – смена погоды.

Изобары указывают и давление воздуха в гектопаскалях (1000 гПа = 750 мм. Рт. Ст.).

Синоптические карты составляются несколько раз в сутки, благодаря чему можно судить о продвижении циклонов, фронтов, облачности.

Тестовые задания.

1. Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:

а) солнечная радиация; б) радиационный баланс; в) суммарная радиация.

2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет: а) песок; б) лес; в) чернозем; г) снег.

3. Над Россией зимой перемещаются:

а) арктические воздушные массы; б) умеренные воздушные массы;

в) тропические воздушные массы; г) экваториальные воздушные массы.

4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:

а) летом; б) зимой; в) осенью.

5. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:

а) юг Сибири; б) Северный Кавказ; в) юг Дальнего Востока.

6. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией, и тепловым излучением называется:

а) поглощенной радиацией; б) радиационным балансом.

7. При движении к экватору величина суммарной радиации:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется.

Географический диктант.

Запишите в тетрадь в столбик слова: циклон, антициклон, атмосферный фронт. Я диктую признаки, а вы их относите либо к а) циклону, либо к б) антициклону, либо к в) атмосферному фронту.

1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3. Приносит пасмурную погоду.

4. Устойчив, малоподвижен.

5. Устанавливается над Восточной Сибирью

6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7. Восходящие потоки воздуха в центре.

8. Нисходящее движение воздуха в центре.

9. Движение от центра к периферии.

10. Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бывают теплые и холодные.

Проверка: Циклон: 2; 3; 7; 10; Антициклон: 1; 4; 5; 8; 9; Атмосферный фронт: 6; 11.

Публикации по теме:

Конспект урока географии в 6-м классе «Значение воды для Земли. Вода-основа жизни» СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ Г. Королёв, М. о. Дурченко Лариса Петровна учитель географии Конспект.

Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе «Мир народной сказки» Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мир народной сказки Понятия: сказка; народная сказка; виды сказок.

Технологическая карта урока по окружающему миру «Берегите лес» Технологическая карта урока Учитель: Краснова И. В. Место работы: МОУ Среднетимерсянская СОШ Предмет: Окружающий мир Тема: Берегите лес.

Технологическая карта урока математики в 3 классе «Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100» Предмет: Математика Класс: 3 Тема: Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100. Цели: 1. Совершенствование вычислительных.

Технологическая карта урока музыки во 2 классе «Проводы зимы. Масленица» Технологическая карта урока музыки 2 класс Тема: «Проводы зимы. Масленица» Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Содержание.

Технологическая карта урока музыки в начальной школе «Великий колокольный звон» Таблица 3 – Технологическая карта урока музыки Раздел. Тема Раздел: «О России – песнь, что стремиться в храм» Тема: «Великий колокольный.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • День рождения
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Воздушные массы и атмосферные фронты»
Опубликовано: 27 декабря 2017 в 21:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Ширма для настольного театра «Времена года»
2018 год объявлен Годом Театра, в рамках которого воспитатели нашего детского сада провели большую работу по обновлению уже имеющегося игрового материала...
Рассматривание и сравнение цветущей глицинии и сирени с детьми старшей группы
Уважаемые коллеги! Недалёко от нашего детского сада на старом купеческом доме растёт глициния - чудесная декоративная лиана. В настоящее время лиана...
Дидактическая игра «Продолжи мордовский орнамент»
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр...
Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Курочка Ряба»
Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством....
Конспект физкультурного занятие на воздухе в подготовительной группе «Пожарные учения»
Тема: «Пожарные учения» Цель: Через подвижные игры, обеспечить оздоровление детей на свежем воздухе. Задачи: Закрепить в игровой форме навыки выполнения...