Папки-передвижки

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»

Полина Пермина
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

учитель изобразительного искусства Пермина П. Д.

5 класс

УМК: С. П. Ломов «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа»

Продолжительность урока 45 минут

Тема: Иллюстрирование литературных произведений

Номер урока в данной теме : пятый

Тип урока : комплексное применение знаний и умений и навыков

Публикация «Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе „Иллюстрирование литературного произведения“» размещена в разделах

Цели и задачи урока : Познавательные – знакомство с творчеством русских художников – иллюстраторов И. Билибиным, В. Конашевичем, В. Васнецовым, раскрытие содержание композиции цветом, научиться сравнивать понятия иллюстрация и рисунок, изучить закономерности создания иллюстрации, ознакомить с работами художников-иллюстраторов сказки «Конек-горбунок», знакомство с книжной графикой; научить выбирать фрагменты литературного произведения для иллюстрирования;

Воспитывающие - умение последовательно и самостоятельно выполнять работу, выражать свои мысли и чувства, интерес к чтению и творческому осмыслению прочитанного, показать нравственную ценность сказки через анализ поступков главных героев сказки

Развивающие – развитие у учащихся интереса к русской литературе, книжной графике.

формирование художественно-эстетических чувств, образного воображения, речи развитие творческих способностей школьников,

Форма урока : тематическое рисование по представлению и воображению, иллюстрирование литературного произведения сказки П. Ершова «Конек – горбунок».

Приемы, методы, технологии обучения : метод проблемного изложения материала., беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, практическая работа. Личностно – ориентированная технология, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

для учителя: презентация к уроку, книги художников иллюстраторов И. Билибина,, В. Конашевича, В. Васнецова. Книга П. Ершова «Конек – горбунок» разных изданий, с иллюстрациями разных художников, заготовки иллюстраций, презентации ученика Биография П. П. Ершова.

для учеников – альбомы, карандаши, краски акварель или гуашь, кисти.

Ожидаемый результат: умение составить композицию иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок» с цветовым решением.

Принципы наглядности, доступности, последовательности, активности и сознательности.

План урока

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности. -2 мин

2. Объяснение нового материала -13 мин

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи Закрепление пройденного материала

4. Самостоятельная работа - 27 мин

5. Завершение урока и задание на дом. Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин

Планируемые результаты

предметные метапредметные личностные

Умение в соответствии с содержанием композиции подбирать время года, дня, освещение и вместе с ними выбирать выразительный колорит и цветовую гамму. Умение передавать настроение цветом, выделять композиционный центр цветом, использовать в качестве средства художественной выразительности цветовой и тепловой контраст. Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения. Формирование гуманистических, демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к своей стране. Будущей профессии, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. уважение к культуре и традициям народов России; осознание своей национальности через знакомство с лучшими образцами русского изобразительного искусства Формирование эстетических ценностей. потребностей, чувств.

Формирование представлений о нравственных нормах. Дальнейшее развитие фантазии, воображения. Пространственного представления. художественного чутья, чувства цветовой гармонии. Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат.

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности.

Деятельность учащихся

Практическая работа учащихся

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя

Подготовка к уроку учебник (ч. 1, рабочей тетради, альбома, живописного материала (акварель, гуашь, цветные и акварельные карандаши, кисти, вода.

Необходимое обеспечение: компьютер, проектор, экран. подготовка класса к работе

2. Объяснение нового материала -13 мин

А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Б)Постановка учебной задачи В)Закрепление пройденного материала

А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: выявить уровень знания, определить типичные ошибки

Вы любите книги, чтение сказок?

Проанализируйте определение слова «иллюстрация» взятое из толкового словаря и выявить отличие иллюстрации от рисунка.

Вопросы: Чем отличается иллюстрация от простого рисунка? Что будет пояснять иллюстрация, которую мы должны создать к концу урока? Итак, иллюстрация поясняет текст сказки.

Б)Постановка учебной задачи

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся на выполнение задания (Показ репродукций, выставочный материал, книги сказок).

Ребята, любите ли вы сказки? Несомненно! Мы любим их читать, имея красивую книгу с яркой обложкой и красочными иллюстрациями. Внимательно ли вы их читаете? Вы можете представить книгу без иллюстрации? Назовите имена художников, любивших рисовать сказки для детей.

Мини-презентации детей о художниках Ю. Васнецове, И. Билибине, Милашевском.

Иван Билибин делал иллюстрации в декоративно-плоскостном стиле, Юрий Васнецов подражал рисункам детей, Владимир Милашевский работал в реалистической манере, передавая в работах объем и воздушное пространство. Каждая из представленных иллюстраций является целостным высокохудожественным произведением.

Ребята! Вспомните творчество какого либо художника иллюстратора назовите отличительные черты его манеры рисования (художники Михаил Врубель, Александр Елисеев книга «Конек-горбунок»)

Вывод: художники используют в своих работах разные стили изображения.

Кто-то говорит, что сказка "Конек-горбунок" - шедевр, Она насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и конечно же, чудеса.

Что мы знаем о П. П. Ершове? Что мы знаем о его одной единственной сказке? Когда и почему Ершов стал знаменит?

минипрезентация о П. Ершове.

Учитель: предлагаю определить цель своей деятельности на уроке.

Цель: создать иллюстрацию к сказке «Конек-горбунок»

Чтобы достичь этой цели, нам придется решить ряд задач:

- узнать, что такое иллюстрация и чем она отличается от обычного рисунка?

-выяснить, как создаются иллюстрации?

Презентация учителя «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек горбунок»

при просмотре слайдов проводится проверка знания содержания сказки. (на партах вопросы)

Проанализировав композицию делаем вывод:

Главные задачи на уроке –раскрыть содержание сказки, используя художественные средства:

А) определение линии горизонта;

Б) пластику движения основных линий композиции;

В) выделение композиционного центра размером и контрастом;

Г) придумать цветовое решение, соответствующее времени года и настроению сюжета.

В)Закрепление пройденного материала

Применение знаний и умений в новой ситуации. Теперь, когда мы хорошо представляем себе главных героев сказки, самое время начать работу над созданием иллюстрации. Обратимся за помощью к профессиональным художникам, которые уже работали над иллюстрированием этой сказки. Цель: выполнить задание, тренирующее способности составления композиции

Цель: ставят цели, формулируют и уточняют тему урока

Составляют план достижения цели

Проверка знания содержания сказки. Работа в парах, ответить на вопросы.

1 Кто подарил Иванушке чудесного Конька-горбунка? (Белая кобылица)

2. Что посоветовал Конёк-горбунок Ивану, когда тот нашёл перо Жар-птицы? (Не брать его)

3. На какую должность взял царь Ивана для службы при дворце? (Главный конюх)

4. Что приказал Ивану царь, когда узнал, что у того есть перо Жар-птицы? (Достать саму Жар-птицу)

5 Во второй раз царь отправил Ивана за прекрасной Царь-девицей, чтобы взять её себе в жены. Но Царь-девица сказала, что не выйдет замуж за царя, пока не получит свой перстень. А где находился этот перстень? (В океане)

6 В поисках перстня Иван встретил Чудо-юдо рыбу – кит. За что кит нес тяжкое наказанье и выполнял роль острова, на котором жили люди? (За то, кит проглотил три десятка кораблей)

7. Даже когда Иван привез перстень, Царь-девица не хотела идти замуж за царя. Что еще она от него потребовала? (Чтобы он помолодел, искупавшись в трех котлах)

8. Иван, которого царь послал первым искупаться в котлах, стал красавцем хоть куда. А что стало с царем? (Сварился в первом же котле)

9. Чем закончилась сказка? (Иван женился на Царь-девице и стал царем).

Во время ответов просмотр презентации.

При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т. д. в зависимости от содержания.

Совместное составление алгоритма поэтапного рисования

1 этап. Выбрать самый любимый момент сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

2 этап. Выполнить эскиз к композиции, продумав, где будут располагаться главные герои, какого они будут размера, в общих чертах должно быть понятно их движение, поворот.

3 этап. Выполните рисунок композиции. Старайтесь как можно точнее перенести эскиз на большой лист. Для этого можно эскиз и лист поделить на равные клеточки и в процессе увеличения масштаба ориентироваться на них. Следить за тем. Чтобы изображения были понятны без пояснений. Для этого нужно, чтобы герои были нарисованы в естественных позах (например, разговаривали между собой, стояли рядом и смотрели друг на друга, чтобы выразительным было положение торса, ног и рук в пространстве, показаны характерные жесты.

4 этап. Живописное решение композиции – в реалистичном (объемном) или декоративно-плоскостном стиле

Физминутка.

Встаньте и покажите руками, какого примерно роста был конек – горбунок. А какой длины были его уши? Еще раз. Закройте глаза и представьте, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Садитесь.

Проблемная ситуация: посмотрите внимательно на иллюстрации разных художников к сказке «Конек-горбунок» и попробуйте сделать вывод, на какие моменты следует прежде всего обращать внимание при иллюстрировании.

Выводы:

1)В сказке для иллюстрирования выбираются, как правило, фантастические персонажи: жар-птица, чудо-рыба и т. д. Ведь предполагается, что сказку будут читать дети, и художник должен помочь им представить этих волшебных героев, которых они никогда в жизни не видели.

2)Обязательно присутствуют на иллюстрациях главные герои.

3)Кроме того, иллюстрируются самые важные и захватывающие моменты сказки.

3 шаг- определение композиции рисунка. Что будет являться композиционным центром рисунка? Как обозначить композиционный центр на рисунке?

4 шаг-цветовое решение. Как с помощью цвета передать характеры героев, их настроение? Как передать сказочную атмосферу произведения

4. Самостоятельная работа При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т. д. в зависимости от содержания.

работа в альбоме. Выполнение иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек – горбунок»

рисование по воображению и представлению

5. Завершение урока и задание на дом. Повторить биографию П. П. Ершова, выполнить иллюстрацию к другим произведениям П. Ершова

Рефлексия. Продолжите фразы: На уроке мне понравилось Самым интересным и полезным на этом уроке было …

Подведение итогов Цели, поставленной вначале урока, мы достигли. Экспресс-выставка.

Что нужно помнить, чтобы создать хорошую иллюстрацию?

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Просмотр всех работ. Учащиеся рассказывают, что они хотели передать в своей композиции, называют средства художественной выразительности, которые помогли передать замысел, оценивают результат, рассуждают о том. Что помешало раскрыть содержание. Анализ своей работы и работ одноклассников

Спасибо за урок!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Изображение предметного мира — натюрморт». Урок изобразительного искусства в 6 классе. [/b] Тема «Изображение предметного мира – натюрморт» Цель урока: • Познакомить учащихся с основами.

Конспект занятия по изобразительного искусству в 3 классе. Иллюстрирование басни «Стрекоза и Муравей» Тема: иллюстрирование басни «Стрекоза и Муравей» Цель: научить иллюстрировать басни И. А. Крылова Задачи: Образовательная: формировать.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского .

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Насколько больше или меньше» Технологическая карта урока Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока I. Организационный этап. Создание.

Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»
Опубликовано: 31 января 2017 в 07:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД