Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания

Наиля Гусакова
Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ и НАВЫКОВ в ПРОГРАММИРОВАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

«Планировать рассказы учит жизнь»

Основной задачей развития планирования речи является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.

Иными словами, в процессе этой деятельности отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются:

Программирование смысловой структуры высказывания;

Установление связности и последовательности высказывания;

Отбор языковых средств.

Современный подход к реализации содержания планирования высказывания должен опираться на лингвистические понятия – речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.

Над умением программирования высказывания проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций:

Построение;

Переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опорным словам, по иллюстрациям);

Распространение, сокращение предложений, восстановление деформированных предложений;

Составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др.

По мере совершенствования умений, составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса, что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление. Основным содержание этой работы является развитие умений и навыков построения различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим – отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Современные требования к созданию условий для развития планирующих функций речи у детей, является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью отрабатываются различные виды высказываний по ходу работы, по ее завершении, диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на 1 и 2 этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение, как для продуктивной деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на занятиях необходимо учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.

Таким образом, в процессе занятий отрабатываются следующие умения и навыки:

Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;

Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.

Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, своего отношения к высказываемому, отстаивая свою точку зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ребенку необходимо научиться раскрывать причинно-следственные связи, отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение, называемое планированием речи, формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или за другим ребенком формулировки заданий, обобщающих выводов и т. д. Позже следует систематически упражнять детей в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих к речевой активности детей. При этом необходимо естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего – системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т. д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью работы, а связность – порядком выполнения учебных действий.

Как уже упоминалось, особе место в системе работы над развитием функции планирования речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планированием речи должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней, но и как способ организации их образовательной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся:

Определять тему выказывания;

Отделять главное от второстепенного;

Строить собственные сообщения в логической последовательности.

При этом большому вниманию следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.

Таким образом, следуя из понятия механизмов порождения речевого высказывания – планирование речи – является представление о «семантическом поле», которое позволяет производить отбор необходимых семантических единиц в процессе общения на основе лексических связей слов.

Современные требования по разработке комплекса коррекционных занятий по развитию внутреннего программирования высказывания дошкольников, опирается на исследование звеньев внутреннего планирования.

ОСНОВНЫЕ ВАРИАЦИИ (ЭТЮДЫ) ИГР-ЗАНЯТИЙ

Виды сенсорного планирования высказывания.

Вариации (этюды) игр-занятий по составлению рассказов с использованием разных технологии планирования.

Любое сообщение предполагает трехсоставную структуру:

- С чего начать? - обозначит тему, ввести в смысл.

- О чем поведать? – получить информацию, так как вед – знание.

- Как завершить? – выразить отношение, сделать итог, обобщить, обозначит перспективу, выразить свои ощущения, чувства.

Начало и конец рассказа относятся к области размышлений и умозаключений. Фундамент, на котором строится само высказывание – это прожитый, пережитый и осознанный опыт человека. Мы оречевляем наши мысли, которые складываются из представлений по следам практики и их преобразования посредством воображения. Эти мыслеобразные картинки, сменяющие друг друга во внутреннем видении в процессе говорения, и служат планом (программированием) высказывания.

Ход этюда игры – занятия

«Следы детских ножек или зверей, ситуативные, сюжетные, в зависимости от тематики занятия».

Мини-следы, вырезанные из бумаги, педагог выкладывает на предметную или сюжетную картину, или прикрепляет к предметам описания (к различным частям игрушки, предмета и т. д.).

Путь-лабиринт

Он прокладывается по картине, с помощью начерченных непрерывных линий и коридорчиков, веревки, нитки, ситуативных следов… он должен быть легким, но все же запутанным. Задача лабиринта – соединение предметов описания и мини-сюжетов рассказа.

На лист бумаги, словно на кормушке, расположены в разброс зимующие птицы. Главный герой рассказа воробей-Шустрик, должен рассказать мудрой сове о каждом посетителе птичьей столовой. Что не перепутать порядок представления первых гостей, он должен склевать зернышки, рассыпанные по картине в виде лабиринта. Убирая зерна от птички к птичке, дети описывают каждую из них.

Путь-макет

Раздаются различные карточки предметных и сюжетных картинок: действий, цвета, предметов живых и неживых. Детям предлагаются из всего набора выбрать нужные картинки и расположить их на игровом поле, чтобы получилось предложение, рассказ.

Путь-схема

Он обозначается в виде субъектов и объектов, события которых схематически зарисованы. Схема «Начало» - розовая полоса, «Середина» - желтая, «Конец» - голубая полоса.

План-пространство

Этот план развивает психомоторный интеллект в действии «думает не только головой, но и руками». Каждый квадрат на планшете имеет свое назначение в зависимости от пересечения столбиков: А1, А2, Г5 и т. д., и после небольшой тренировки начинается «выкладывание» сказки, можно по рассказу педагога, можно по придуманному сюжету самого ребенка.

- В одной сказочной стране стоял маленький домик.

Ребенок выбирает картинку и ставит «домик» в указанный квадрат В3.

- Домик освещало веселое солнышко, а светило оно из квадрата А3.

Ребенок ставит картинку «солнце» в указанное место.

И так далее – до окончания рассказа.

План-плоскость -

пространственное расположение

на плоскости и в объеме

Схематичный аналог картины или схематичное изображение наблюдаемой ситуации. Фишки «Начала», «Середина», «Конец» рассказа можно изобразить квадратиками или др. розового-желтого-синего цвета и разместить их возле соответствующих схем. Как вариант, ребенок при составлении рассказа использует их как условные обозначения для «вхождения» в рассказ, для основных событий рассказа, для окончания.

Постепенное открывание

частей спрятанной картины

Закрыть части картины листами разной формы в зависимости от тематики рассказа.

Литература

1. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 138, - Мир вашего ребенка.

2. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128.: ил.

3. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 3., Новоуральск, 2005 – 68с.

4. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 4., Новоуральск, 2005 – 72с.

5. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т. 1: Запоминание цифр, телефонов, исторических дат \ Матюгин И. Ю., Чакакберия Е. И., Рыбников И. К. – М.: Эйдос, 1994 г.

6. Матюгин И. Ю. Развитие памяти и внимания \ И. Ю. Матюгин. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 112 с.: ил.

Публикации по теме:

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Искусство
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания
Опубликовано: 24 января 2013 в 10:51
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...