Получи документы

Технология игровой деятельности

Ольга Хваткова
Технология игровой деятельности

Технология игровой деятельности.

(Губанова Н. Ф., Касаткина Е. И)

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который

призваны изменить» А. М. Горький.

Пояснительная записка.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний и коррекционно-восстановительный процесс.

Публикация «Технология игровой деятельности» размещена в разделах

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. Касаткина Е. И. отмечает влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

Актуальность.

Единственный язык, который легко дается детям- это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Цель: Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

По мнению Касаткиной компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Губанова считает, что нужно уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Планируемые результаты освоения технологии :

- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Литература:

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : Методическое пособие. - М. :Мозаика-Синтез, 2006-2010 г. г.

Игротека «Дымковские чудеса»

Цель: Формирование познавательной активности и игровых умений посредством игровой ситуации.

Задачи:

Формировать умение создавать задуманный образ.

Закрепить навыки составления узора используя заменители (набор Фребеля, украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты дымковской игрушки.

Воспитывать интерес к народному искусству, партнерские взаимоотношения.

Развивать глазомер, чувства цвета, формы, пропорций.

Предварительная работа: Просмотр видеоролика «Дымковская деревня», «Знакомство с Дымковской игрушкой», беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи, художественная деятельность. Игры с набором Фребеля.

Оборудование: Дымковские игрушки, заготовки с изображением Дымковских барышень, наборы Фребеля, д/и «Наряди барышню», «Собери фигурку», аудиозапись с полевками, цветные ленточки, обруч.

Ход игровой ситуации:

Входит дымковская барышня

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Правильно - я дымковская барышня. Я знаю, что вы знакомы с дымковской росписью и мне это мне очень приятно. Сегодня я пришла с вами поиграть и посмотреть умеете ли вы создавать дымковский узор и знаете ли дымковские игрушки.

Д/игры «Наряди барышню», «Собери фигурку». / /

Девочкам предлагается подобрать наряд для барышни (юбку, головной убор). ( Л Ж Мальчики собирают пазлы: дымковский индюк, конь, олень.

Затем можно поменять игры.

Дымковская барышня: Молодцы ребята справились с этой игрой. Предлагаю вам покататься на карусели.

Подвижная игра «Карусель»

Дети образуют круг, держась за ленточки правой рукой, идут по кругу сначала медленно, потом слушая музыку ускоряют движения.

Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:

Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,

а потом, кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

После того как дети пробегают 2 круга, воспитатель

останавливает их и подает сигнал к изменению

направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Дымковская барышня: Ребята у меня в есть сундучок в нем много разных интересных игрушек. Я приглашаю вас поиграть в игру «Найди Дымковскую игрушку».

Достаёт из сундучка игрушки в том числе и Дымковские, ставит на стол).

Пока звучит музыка мы рассматриваем игрушки, двигаясь вокруг стола. Как только музыка закончится вы должны выбрать Дымковскую игрушку и рассказать, почему вы решили, что именно эта игрушка - Дымковская.

(дети объясняют почему они выбрали эту игрушку.)

Дымковская барышня: Молодцы! Вы хорошо знаете Дымку.

Ребята, в сказочной деревне Дымка барышни собрались на ярмарку, только мастера не успели украсить их наряды. Но я знаю, что вы умеете украшать используя дымковский узор. Воспитатель: Догорая Барышня, наши ребята умеют выкладывать дымковский узор необычным способом, использую набор Фребеля. Ребята, покажем наше мастерство, украсим барышень.

Ответы детей.

Дымковская барышня: Тогда приступайте к работе, а я посмотрю и запомню ваши узоры, да нашим мастерам расскажу х (Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями).

Дымковская барышня: Какие красивые получились барышни. Да вы и вправду мастера. Очень рада была встречи. Но мне пора. До свидания друзья.

Воспитатель: Ребята вам сегодня понравилось играть с дымковской барышней? Какие игры вам понравились больше всего?

Ответы детей.

Консультация для родителей

«Игра в жизни ребенка»

Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем, же интересом, что и ребенок.

Известно, что лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется : аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Особенно большой интерес для детей представляет ролевая игра. Она захватывает их своим содержанием, мотивами и занимательностью сюжета. Такая игра при умелом руководстве существенно изменяет характер поведения детей. Но что бы она полностью оправдывала себя, необходимо выразить в игре красоту человеческих отношений и систематизировать детские представления об окружающем. Дети способны на интересную выдумку, сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива, если она поддержана и получает развитие, оказывает огромное влияние на воспитание как личности одного ребенка, так и всего детского коллектива.

Можно выделить такие типы игр:

- Сенсомоторные игры: это действия, направленные на желание получить интересные для ребенка ощущения такие игры преобладают в первые, 2-3 года жизни. Примеры погремушки, звон какими-либо предметами друг о друга.

- Сюжетные игры: это такие игры, направленные на совместные действия предмет - ребенок, которые описывают определенный сюжет, взятый как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильмов и т. п. Катать машины, кормить и укладывать спать куклу – примеры таких игр. Чаще всего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.

- Ролевые игры: в таких играх ребенок выбирает для себя определенную роль человека в обществе и воспроизводит те модели поведения, которые, как он считает, ему подходит. Это могут быть, например, позиции, связанные с профессиями (например, в игре в магазин, ролях солдат и т. п. Именно эти игры наиболее значимые для ребенка в возрасте 4-6 лет.

- Игры с правилами: они представляют собой созданные ситуации, которые не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформированных правил. Чаще всего это игры состязания. К этой группе относятся, например, - спортивные игры – футбол, хоккей или волейбол, а также разнообразного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки и т. п. Подобные игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше, к некоторым из них неравнодушно и до сих пор большинство взрослых.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Оно становится дисгармоничным - например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в игре, а не в других видах деятельности. Игра способствует преодолению эгоцентризма у ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.

Играя, дети учатся жить!

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Планирование образовательной деятельности от интересов детей. Технология «Я хочу знать»Планирование образовательной деятельности от интересов детей. Технология «Я хочу знать» (СЛАЙД 1) Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе. В чем.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология игровой деятельности
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 12:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД