Лариса Кортюкова
Технология «кроссенс» в развитии связной речи у дошкольников
Технология «Кроссенс» в развитии связной речи у дошкольников.
Подготовила: Кортюкова Л. М.
Сегодня речь о решении речевых задач в контексте детской деятельности и одним из интересных методов в развитии связной речи у дошкольников является «технология Кроссенс», которую мне бы хотелось сегодня представить вашему вниманию.
Публикация «Технология „кроссенс“ в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Что же такое Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений : головоломки, загадки и ребуса.
Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов — Сергея Федина (писателя, педагога, математика) и Владимира Бусленко (доктора технических наук, художника и философа).
Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления.
2. Кроссенс – это разновидность кроссворда.
В отличие от кроссворда, где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.
Как же создается кроссенс?
- Это поле из 9 четырехугольников и набора картинок.
Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы пустой квадрат. Решить кроссенс– это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате. Разгадывая кроссенс, сопоставлять картинки можно слева направо, сверху вниз и по диагонали. А можно выбрать для себя любую картинку и начать устанавливать взаимосвязи с другими картинками.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ.
Алгоритм создания «Кроссенс».
1. Определить тему, общую идею. 2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к идее, теме. 3. Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность. 4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат, 9-й квадрат). 5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
Технологию «Кроссенс» можно использовать при проведении организованной образовательной деятельности с детьми, досуговой деятельности, при организации самостоятельной деятельности воспитанников, в работе с родителями. Применение кроссенса разнообразно : • при формулировке темы и цели занятия; • при изучении нового материала; • при закреплении и обобщении изученного материала; • в индивидуальной работе; • при подведении итога работы на занятии;
Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают логическое и творческое мышление, воображение, идет формирование коммуникативной и познавательной деятельности.
Работая над речевым развитием ребенка- дошкольника технология КРОССЕНС помогает :
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- формировать умение детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
-формировать умение детей связно мыслить, составлять рассказы,
Практическая часть.
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Вот несколько картинок.
- есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь.
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии. В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям кроссенс из трех простых картинок в виде логических цепочек, которые составляют основу кроссенса.
Более высокий уровень-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические. Тогда кроссенс нужно разгадать.
Предлагаю вам немного поработать с технологией кроссенс самостоятельно.
Задание у вас будет следующее - определить тему кроссенса и установить взаимосвязи между картинками.