Технология «Музейная коммуникация»

Ирина Подгорнова
Технология «Музейная коммуникация»

Технология «Музейная коммуникация»

(формирование ключевых компетентностей у детей посредством организации «Школы юного экскурсовода»)

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей через овладение основами мастерства экскурсовода старшими дошкольниками.

Задачи:

1. Формирование у детей правильной постановки речи (дикции, темпа, интонационной стороны речи);

2. Совершенствование у старших дошкольников умений и навыков общения;

3. Овладение вопросно-ответным методом (формирование умения грамотно задавать вопросы и правильно отвечать на них);

4. Развитие умения отстаивать свою точку зрения (умение аргументировать свою речь);

5. Развитие умения вести диалог с различными категориями слушателей (сверстники, взрослые, дети младших групп)

Методы:

1. Объяснительно-иллюстративные методы, связанные с обогащением детей представлениями об окружающем (беседы, чтение художественной литературы, рассказ взрослого, в том числе профессионала-экскурсовода; просмотр видеофильмов, иллюстраций, знакомство с разными видами музеев и т. д.);

2. Проблемно-поисковые (вопросы проблемного характера, использование алгоритмов, схем, моделей предмета);

3. Методы активизации самостоятельной деятельности (проблемная педагогическая ситуация – выбор выхода из конфликта);

4. Творческие методы (игровые упражнения, импровизация, интервью, презентация; исследования, занятия по интересам);

5. Игровые методы (игровое взаимодействие, создание ситуаций успеха, коммуникативные игры)

Приемы:

• Упражнения;

• творческие задания;

• игры;

• ТРИЗ-технологии

Новизна программы состоит в создании новых условий для творческого развития детей; во включении воспитанников ДОУ в процесс овладения мастерством экскурсовода; в создании развивающе-познавательной среды общения.

Данная технология способствует формированию следующих ключевых компетентностей дошкольников:

Социально-коммуникативная компетентность

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника и взрослого и рассказать о нем;

умение получать необходимую информацию в общении;

умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

умение отстаивать свою точку зрения в общении;

умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

умение принимать помощь;

умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Технологическая компетентность

умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

умение планировать этапы своей деятельности;

умение руководствоваться алгоритмом деятельности;

умение доводить начатое дело до конца;

умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

Информационная компетентность

умение получать информацию, используя различные источники;

умение делать выводы из полученной информации;

умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

умение задавать вопросы;

Данная методика может быть реализована при наличии в группе мини-музея.

Методика оснащена диагностическим инструментарием.

Обеспечение процесса формирования ключевых компетентностей дошкольников базируется на авторской музейно-педагогической программе «Музей предметов»

В результате системной организации процесса воспитания и образования через:

создание пространственно-развивающей среды в ДОУ;

обучение и переподготовку педагогических кадров;

включение воспитанников в процесс овладения мастерством экскурсовода;

педагогическое просвещение родителей,

мы создаем предпосылки для формирования ключевых компетентностей дошкольников, способствуем становлению навыков общения ребенка; получаем выпускника, готового к обучению в современной школе.

Базовые компоненты овладения мастерством экскурсовода (Б. Е. Райков):

1. Владение темой (содержание, логичность и полнота раскрытия);

2. Адресность экскурсии или дифференцированный подход;

3. Контакт с группой (вступительная часть, основная часть, ответы на вопросы);

4. Владение вопросно-ответным методом (умение вести диалог);

5. Владение приемами показа (как распределить группу, время показа и т. д.);

6. Создание установки на узнавание («Вы уже видели»);

7. Соотношение показа и рассказа

Особенности содержания и вовлеченность воспитанников в музейно-образовательные программы (% от количества детей в детском саду):

№ Тематика занятий Возрастная группа % вовлеченности

1. Обзорные экскурсии Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

2. Тематические занятия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

3. Творческие занятия средняя, старшая, подготовительная 80%

4. Экскурсии-путешествия Младшая, средняя 40%

5. Создание мини-музеев в группах средняя, старшая, подготовительная 80%

6. Школа экскурсоводов подготовительная 30%

В рамках программы предусмотрена организация поисковых экспедиций по территории области.

К данной работе привлекаются родители – члены краеведческого клуба. В свободное время они вместе с детьми путешествуют по деревням и селам области с целью знакомства с бытом и традициями.

По итогам экспедиций в группах проводятся творческие выставки-отчеты для ознакомления дошкольников с результатами исследований.

Публикации по теме:

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Из опыта работы детского сада №51 г. Павлодара. Музейная технология, как и любая педтехнология, требует системной последовательной работы в процессе адаптации и внедрения, планирования,.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Автор публикации:
Технология «Музейная коммуникация»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 19:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета-поздравление для любимых пап.
Рада приветствовать всех, заглянувших к нам в гости! День защитников Отечества Отмечает вся страна. Чтит сегодня человечество Тех, чья слава на...
Фотоотчет по патриотическому воспитанию дошкольников «Наш семейный альбом»
Нравственно- патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи. Именно в семье формируется первое отношение к миру природы, к миру животных, отношения...
Маленькие идеи для творчества. Мастер-класс.
Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Как всегда, накануне праздников, мы с ребятами мастерим поделки-подарки. Хочется порадовать детей, а также...
Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.
Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи происходит...
Экологическая сказка «Берегите лес!»
Экологическая сказка «Берегите лес! » для участников проекта «Флора и фауна Томской области» По лесной тропинке шла лиса – рыжая краса. Смотрит, а...