Технология «Музейная коммуникация»

Ирина Подгорнова
Технология «Музейная коммуникация»

Технология «Музейная коммуникация»

(формирование ключевых компетентностей у детей посредством организации «Школы юного экскурсовода»)

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей через овладение основами мастерства экскурсовода старшими дошкольниками.

Задачи:

1. Формирование у детей правильной постановки речи (дикции, темпа, интонационной стороны речи);

2. Совершенствование у старших дошкольников умений и навыков общения;

3. Овладение вопросно-ответным методом (формирование умения грамотно задавать вопросы и правильно отвечать на них);

4. Развитие умения отстаивать свою точку зрения (умение аргументировать свою речь);

5. Развитие умения вести диалог с различными категориями слушателей (сверстники, взрослые, дети младших групп)

Методы:

1. Объяснительно-иллюстративные методы, связанные с обогащением детей представлениями об окружающем (беседы, чтение художественной литературы, рассказ взрослого, в том числе профессионала-экскурсовода; просмотр видеофильмов, иллюстраций, знакомство с разными видами музеев и т. д.);

2. Проблемно-поисковые (вопросы проблемного характера, использование алгоритмов, схем, моделей предмета);

3. Методы активизации самостоятельной деятельности (проблемная педагогическая ситуация – выбор выхода из конфликта);

4. Творческие методы (игровые упражнения, импровизация, интервью, презентация; исследования, занятия по интересам);

5. Игровые методы (игровое взаимодействие, создание ситуаций успеха, коммуникативные игры)

Приемы:

• Упражнения;

• творческие задания;

• игры;

• ТРИЗ-технологии

Новизна программы состоит в создании новых условий для творческого развития детей; во включении воспитанников ДОУ в процесс овладения мастерством экскурсовода; в создании развивающе-познавательной среды общения.

Данная технология способствует формированию следующих ключевых компетентностей дошкольников:

Социально-коммуникативная компетентность

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника и взрослого и рассказать о нем;

умение получать необходимую информацию в общении;

умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

умение отстаивать свою точку зрения в общении;

умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

умение принимать помощь;

умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Технологическая компетентность

умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

умение планировать этапы своей деятельности;

умение руководствоваться алгоритмом деятельности;

умение доводить начатое дело до конца;

умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

Информационная компетентность

умение получать информацию, используя различные источники;

умение делать выводы из полученной информации;

умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

умение задавать вопросы;

Данная методика может быть реализована при наличии в группе мини-музея.

Методика оснащена диагностическим инструментарием.

Обеспечение процесса формирования ключевых компетентностей дошкольников базируется на авторской музейно-педагогической программе «Музей предметов»

В результате системной организации процесса воспитания и образования через:

создание пространственно-развивающей среды в ДОУ;

обучение и переподготовку педагогических кадров;

включение воспитанников в процесс овладения мастерством экскурсовода;

педагогическое просвещение родителей,

мы создаем предпосылки для формирования ключевых компетентностей дошкольников, способствуем становлению навыков общения ребенка; получаем выпускника, готового к обучению в современной школе.

Базовые компоненты овладения мастерством экскурсовода (Б. Е. Райков):

1. Владение темой (содержание, логичность и полнота раскрытия);

2. Адресность экскурсии или дифференцированный подход;

3. Контакт с группой (вступительная часть, основная часть, ответы на вопросы);

4. Владение вопросно-ответным методом (умение вести диалог);

5. Владение приемами показа (как распределить группу, время показа и т. д.);

6. Создание установки на узнавание («Вы уже видели»);

7. Соотношение показа и рассказа

Особенности содержания и вовлеченность воспитанников в музейно-образовательные программы (% от количества детей в детском саду):

№ Тематика занятий Возрастная группа % вовлеченности

1. Обзорные экскурсии Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

2. Тематические занятия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

3. Творческие занятия средняя, старшая, подготовительная 80%

4. Экскурсии-путешествия Младшая, средняя 40%

5. Создание мини-музеев в группах средняя, старшая, подготовительная 80%

6. Школа экскурсоводов подготовительная 30%

В рамках программы предусмотрена организация поисковых экспедиций по территории области.

К данной работе привлекаются родители – члены краеведческого клуба. В свободное время они вместе с детьми путешествуют по деревням и селам области с целью знакомства с бытом и традициями.

По итогам экспедиций в группах проводятся творческие выставки-отчеты для ознакомления дошкольников с результатами исследований.

Публикации по теме:

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Из опыта работы детского сада №51 г. Павлодара. Музейная технология, как и любая педтехнология, требует системной последовательной работы в процессе адаптации и внедрения, планирования,.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Автор публикации:
Технология «Музейная коммуникация»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 19:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...