Технология применения метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка-дошкольника. Образовательная область «Социализац»

Наталия Колосюк
Технология применения метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка-дошкольника. Образовательная область «Социализац»

Обоснование актуальности проблемы.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу такую, как воля.

Ориентация обучения на личностное развитие детей требует включения в программы информационного содержания и способов взаимодействия во всех четырех мирах действительности (мир природы, вещный или рукотворный мир, мир людей и мир собственного «я») в их логической взаимосвязи и определенной пропорциональности. В приказе Минобрнауки России №655 от 23.11.09. среди закрепленных интегративных качеств ребенка как планируемых итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования имеется такое качество, как «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Ребенок должен иметь представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Анализируя социальный запрос общества, интегративные качества ребенка дошкольника, особенности развития психики и этапы развития знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, возникла необходимость создания технологии по применению метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка как основного направления в формировании интегрального личностного новообразования дошкольного возраста – самосознания ребенка, и как следствие этого – компетентности.

Цель технологии:

Применяя метод моделирования, способствовать развитию мира «Я» ребенка, обеспечить поэтапное овладение детьми моделями и деятельностью моделирования в области мира «Я» ребенка, способствовать развитию основных элементов волевого действия, а именно, способности самостоятельно поставить цель, принимать решение, наметить план действия, оценить результат, прогнозируя возможные последствия посредством деятельности моделирования.

Особенности технологии:

1. Моделирование в данной технологии выполняет следующие функции:

• Служит средством анализа и фиксации закономерных свойств и отношений в мире «Я» ребенка

• Является чувственной основой для абстрагирования и обобщения знаний об образе «Я» ребенка.

• Является программой для анализа новых явлений, и переноса в другие виды деятельности навыков и умений работы с моделью (игра, изодеятельность, математика, развитие речи, физическая культура, экология)

2. Работа направлена на овладение детьми, следующими видами модельных представлений:

• конкретными (отображающих структуру отдельного объекта) – человека.

• обобщенными (обобщающими структуру класса объектов) - человек среди людей.

• условно-символическими (передающими не наглядные отношения) - причинно-следственные связи взаимодействия человека с окружающим.

3. Усложнения в работе с моделями определяется:

А. действиями с моделями:

• Замещение (сначала модели предлагаются детям в готовом виде, затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

• Использование готовых моделей (с 4-х лет);

• Построение моделей: по условиям, собственному замыслу, реальной ситуации (старший дошкольный возраст).

Б. характером моделей

• Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи, реально существующих объектов и явлений.

• Предметно-схематические модели – существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

• Графические модели, передающие обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений.

В. содержанием моделей

• Описание нового объекта с помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми.

• Сравнение двух объектов между собой по контрасту и по подобию, сходству.

• Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4 для группировки и по линии усложнения основания для классификации.

• Моделирование существенных или значимых для деятельности признаков.

• Созданием моделей элементарных понятий.

4. Требования к модели - как к наглядно-практическому средству познания.

• Четко отражать основные свойства и отношения.

• Быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

• Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с нею.

• Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью.

• Должна облегчать процесс познания.

5. Работа педагогов с детьми на подготовительном этапе.

• Задания на выявление признаков объектов, их упорядочение по выделенному основанию.

• Отработка речи детей, для чего применялись формы работы с проговариванием, обсуждением собственной деятельности.

• Усвоение каждого компонента подготовительного этапа было организовано через действие с реальными объектами; действие с реальными объектами в сочетании со схемами, символами и знаками и действия со схемами, символами, знаками в различных видах детской деятельности.

6. Этапы процесса овладения детьми моделями и деятельностью моделирования.

• Объект – наблюдение обследование

• Модель: готовая, объемная, плоскостная, предметно-схематическая, графическая.

• Изучение модели: составление, преобразования.

• Знания об объекте и оперирование ими, прогнозирование

7. Практическое применение моделей.

Модели систематизированы в тематические сектора и разбиты по возрастным группам:

Работа по использованию моделей в развитии мира «Я» ребенка начинается со второй младшей группы (3-4 года) во второй половине учебного года. Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир через процессы восприятия и мышления. Подбор моделей осуществляется с учетом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста.

Тематический план для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.

1. Человек с определенными анатомическими признаками.

Зрительное восприятие самого себя. Ребенок Предметная

(натуральная) Рассматривание себя через большое зеркало. Имя, фамилия ребенка, крупные части тела ребенка.

2.«Я» - человек

Сопоставление частей тела куклы и себя, анализ, обобщение по выдвинутым параметрам. Шагающая кукла Предметная (замещение натуральной на готовую объемную модель) Части тела и лица. Части, которые: двигаются (руки, пальцы, голова, смотрят, слушают, нюхают, ходят.

3. Человек определенного пола.

«Я» - человек, девочка (мальчик) выделение различий в одежде. Плоскостная кукла - девочка и мальчик. Предметно - схематическая (замещение объемной модели на плоскостную с картинками) Сравнение внешних признаков обобщенных моделей девочки и мальчика. Отличия и сходство внешних признаков мальчики и девочки, осознание своих личных внешних признаков.

4.«Я» - человек

Составление модели Выделение основных признаков сходства и отличия в строении тела по обобщенным моделям. Обобщенная предметно-схематическая модель человека, домашние животные Предметно-схематическая с введением сенсорных признаков: цвет, форма, величина. Сравнение строения тела человека и домашнего животного. Осознание понятия «человек». Сравнение сходства и отличия частей, которые: двигаются (руки, пальцы, голова, смотрят, слушают, нюхают, ходят.

5. Человек – член определенной семьи.

Я в своей семье. Семья - обобщенная модель. Предметно-схематическая модель своей семьи (ребенка) Состав членов собственной семьи и сравнение состава с другими семьями. Осознание понятия «семья» и выделение отличительных признаков от других семей

6. Личное пространство человека в родном доме

Я в моем доме. Дом маленький (большой, личное пространство (мебель, игрушки, личные вещи). Предметно-схематическая модель личного пространства в родном доме. Содержание личного пространства и сравнение с содержанием у других детей. Осознание понятия «мой дом» и выделение отличительных признаков от других.

На формирование мышления ребенка 4-5 лет огромное влияние оказывает развитие речи, а также расширение опыта действий с окружающими предметами. На уровне наглядно-образного мышления он может выходить за рамки непосредственно воспринимаемой ситуации. Дети учатся делать обобщения, выделяя признаки отличия и указывая на них. Работа выполняется на двух полосках наборного полотна (модели выставляются друг над другом, так как ярко видны признаки отличия с использованием кассы сенсорных признаков (дети отбирают соответствующие модели – заместители и ставят их на наборное полотно). Готовые и составленные детьми модели остаются в среде группы.

Тематический план для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.

1. Человек определенного возраста.

Я – человек. Готовая модель «река времени», модель семьи. Предметно-схематическая модель «прошлое - настоящее – будущее». Замещение картинки «Я» на графический символ «Я». Распределение людей по внешним признакам по «реке времени». Определение своего возраста среди членов семьи (старший - младший) Осознание собственного возраста и возраста членов семьи. Определение своего положения в «реке времени».

2. С определенным отношением к людям, вещам, (поступки).

Я – человек. Поступки в отношениях с людьми и сопровождающие их эмоции. Предметно-схематическая модель с замещением человека и эмоции на графический символ. Сравнение 2-х полотен. Замена поступков, для изменения эмоций в отношениях между людьми. Знания о том, что каждый поступок влечет за собой определенное им отношение к человеку.

3. С определенным отношением к природе (поступки).

Я – человек.

Поступки относительно к природе и сопровождающие их эмоции. Предметно-схематическая модель с замещением человека и эмоции на графический символ. Сравнение 2-х полотен. Замена поступков, для изменения эмоций в отношениях объектами природы. Обобщающая модель. Знания о том, что каждый поступок влечет за собой определенные последствия. Обобщение.

4. С определенными обязанностями в семье.

Я в своей семье. Домашние дела членов семьи и ребенка. Предметно-схематическая модель с замещением человека и вопроса на графический символ. Сравнение 2-х полотен. Распределение домашних дел между членами семьи и определение своих обязанностей. Осознание своих обязанностей как члена семьи.

5. Живущий в определенном доме по определенному адресу

Я в родном доме. Готовая модель дома. Предметно – схематическая «постройка родного дома». Замещение картинок деталей конструкции цветными моделями геометрических фигур. Создание конструкции родного дома. Знание отличительных признаков собственного родного дома и домашнего адреса.

6. С определенной организованной занятостью в детском саду.

Я в своем детском саду. Готовая модель «режимные моменты в детском саду». Предметно-схематическая модель «Мне нравиться делать … утром (занятие, игра, сон, прогулка). Обобщенная модель «что любят дети нашей группы». Выбор картинок занятости и определение их места в режиме. Знание о существующей закономерности смены режимных моментов и осознание любимых видов занятости.

Накопленный достаточный запас знаний детьми 5-6 лет необходимо постоянно приводить в систему, формировать представления и элементарные понятия о предметах, объектах, явлениях, существующих в них связей и зависимостей. Используются все разновидности модельного материала. При моделировании выделяются признаки отличия, как принадлежность определенного человека к определенной группе людей, но и признаки сходства всех групп, тем самым у детей формируется общее понятие «Люди». Дети начинают самостоятельно создавать модели. Созданные модели детьми обсуждаются (какой признак обозначает тот или иной рисунок, чтобы всем было понятно. Во 2-м полугодии можно использовать несколько видов моделей одновременно. Такое комплексное использование моделей оказывает положительное влияние на формирование системы представлений об образе «Я», развитие у детей умения выделять собственные существенные признаки и на повышение уровня осознанного отношения к ним.

Тематический план для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.

1. Человек с определенными интересами и направленностью

Я – человек. Профессии человека. Готовая предметно - схематическая модель - загадка «профессии».

Выбор по собственному интересу места работы, вида деятельности, атрибутов деятельности и как результат - название профессии. Знания о разновидностях профессий, осознание своих интересов в области профессий.

2. С определенной собственной занятостью и занятостью членов семьи (профессии).

Я в своей семье Профессии членов семьи. Готовая предметно - схематическая модель «профессии», созданная ребенком модель «моя профессия» Одновременная работа с несколькими моделями. Самостоятельная модель «занятость моей семьи». Осознание необходимости быть полезным в семье, принимать соучастие во взрослой деятельности.

3. С определенным отношением к себе (самооценка).

Я – человек. Личные качества. Совместная предметно – схематическая модель качеств (добрый, внимательный, ленивый и др., которые предлагают дети. Одновременная работа с несколькими моделями. Составляет сборную модель своих качеств, оценивая их. Присвоение обобщенной информации о содержательности определенного личностного качества, осознание наличия определенных качеств у себя.

4. С определенным отношением к соседям и друзьям во дворе.

Я в родном доме. Хорошо - плохо, критерии оценки других. Адекватность самооценки. Совместная предметно – схематическая описательная модель (возраст, пол, имя, действия, эмоция) Одновременная работа с несколькими моделями. Самостоятельное составление 2-х моделей положительного и отрицательного «героя» друг над другом. Опосредованное осознание собственных нравственных качеств.

5. Человек – член определенной группы сверстников (друзья)

Я в своем детском саду. Социальный статус ребенка в группе. Социометрическая картинка группы. Ценностная ориентация группировок. Совместная обобщающая предметно – схематическая модель дружеских связей и предмета дружбы. Создание модели «Я», расстановка стрелок между детьми группы с определенным предметом. Осознание своей успешности (неспешности) во взаимодействии со сверстниками, мотива взаимодействия с определенными людьми.

6. С определенным отношением к родному городу

Я в своем городе Родной город. Готовая предметно - схематическая модель «мой город» (название, величина, улицы, транспорт, достопримечательности, промышленность, жители, отношение к городу). На основе готовой модели создание модели своего города. Знания о родном городе. Осознание сопричастности к созданию условий жизнедеятельности людей в городе.

С детьми 6-7 лет использование моделирования определяется особенностями и возможностями психической и познавательной сферы. Знания детей совершенствуются за счет углубления понимания различных связей, зависимостей причинно-следственных и пространственно-временных изменений, которые фиксируются на моделях – систем. Связь между ними обозначена стрелками, что значительно облегчает процесс познания различных взаимосвязей, а также осознания того, что все связано со всем. Используются все виды моделей. Применяются приемы, направленные на самостоятельное создание детьми моделей такие как - поисковые вопросы, проблемные ситуации, описательные загадки.

Логическим завершением этой работы является составление с детьми наглядной модели – системы, где человек связан со всем окружающим и занимает свое место в этой системе, чувствует свою сопричастность, осознает последствия своих поступков.

Тематический план для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.

1. Человек готовый принять новый социальный статус - ученик

Я – человек. Понятие «Ученик». Готовая предметно - схематическая модель «ученик» На основе готовой модели создание собственной модели «Я – ученик». Знание о содержании понятия «ученик», обобщение – «все проходят через школу». Осознание наличия характерных составляющих понятия «ученик».

2. С определенной заботой о членах семьи.

Я в своей семье Семья (забота о младших, пожилых, о своем здоровье). Предметно - схематические модели: «забота о ближних», «забота о себе», «забота друг о друге». Работа с несколькими моделями. На основе готовой модели создание собственной модели – системы взаимосвязи членов семьи с применением стрелок и картинок. Осознание необходимости взаимной заботы членов семьи друг о друге.

3. С определенными обязанностями в родном доме.

Я в родном доме. Домашние поручения. Предметно - схематические модели: «забота о домашнем питомце», «мои обязанности». Работа с несколькими моделями. Дополнение модели «взаимосвязи членов семьи» Осознание проявления взаимопомощи в семье и помощи домашним питомцам.

4. С определенными обязанностями в детском саду.

Я в своем детском саду. Права и обязанности ребенка во время пребывания в детском саду. Предметно - схематические модели: «мои права», «мои обязанности». Работа с несколькими моделями. Создание моделей на основе опыта. Знание о правах и обязанностях. Осознание необходимости соблюдения прав и обязанностей.

5. Член общества (запрещающие и разрешающие знаки)

Я в своем городе Правила поведения в обществе и природе. Предметно - схематические модели: «человек среди людей», «человек и природа». Работа с несколькими моделями. Вынос запрещающих знаков в модель - систему Знание правил поведение в обществе и природе. Осознание необходимости выполнения всеми людьми запрещающих знаков.

6. Человек, обеспеченный правовой защитой государства.

Я в своей стране. Права ребенка. Готовая предметно – схематическая модель «права ребенка». Подбор предметов под каждый вид права. Знание прав, ребенка обеспечиваемых государством. Осознание защиты государства.

7. С осознанием своей сопричастности к окружающему

Я – человек. Обобщенный образ «Я - человек». Готовая предметно – схематическая обобщенная модель – система «Я – человек – люди». Совместное (педагог и ребенок) составление модели «образ Я» на основе готовой модели – системы «Я – человек – люди». Знания системных взаимосвязей человека. Осознание связи жизнедеятельности человека с окружающим его миром

Через готовые модели, где ребенок открыл свое «Я», находящихся в предметно-пространственном окружении группы происходит «проекция» личности ребенка в среду, чем достигается чувство уверенности и защищенности, чувство «своей» среды.

8. Предметно - пространственная среда в группе содержит:

• Наличие кассы сенсорных признаков

• Наборное полотно для выставления на него предметов – заместителей при составлении моделей.

• Карточки должны быть все одинакового размера, отличие только в изображениях на них, условных обозначениях.

• Готовые модели, где ребенок открыл свое «Я», должны находящихся в предметно-пространственном окружении группы, так как происходит «проекция» личности ребенка в среду.

• Обеспечивает организованную совместную деятельность детей и взрослых в познании мира «Я» ребенка.

• Стимулируется самостоятельная деятельность детей наличием различных моделей в игротеке.

Эффективность технологии.

Подведение итогов и сравнительный анализ деятельности показали эффективность реализации технологии по применению метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка – дошкольника. Именно метод моделирования позволил:

• развить у дошкольников эмоционально-чувственную сферу и самосознание;

• сформировать у детей систему необходимых знаний об образе «Я», как основу формирования компетентности дошкольника;

• синтезировать имеющиеся знания и эмоционально-чувственный опыт и трансформировать их в собственную практическую жизнедеятельность.

Опорные схемы, модели, пооперационные карты и простейшие чертежи помогли детям обдумать последовательность и способы выполнения действий и осуществить свой замысел, оценить результат с позиции цели.

Поэтому очевидна необходимость трансформации данной технологии в другие виды детской деятельности, так как она сокращает время организованной деятельности детей (значит является здоровьесберегающей, эффективно развивает все познавательные процессы ребенка и проста в применении педагогом любого образовательного дошкольного учреждения (модели систематизированы в тематические сектора, закрепленные определенным цветом, и разбиты по возрастным группам с увеличением информационного содержания согласно возрастным особенностям ребенка). Представлены тематические планы работы с детьми от 3-х до 7 лет, по каждой возрастной группе согласно заложенного в технологию информационного содержания и особенностей возраста.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Технология применения метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка-дошкольника. Образовательная область «Социализац»
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 11:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...