Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе

Августа Егоровна Лыткина
Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе

Игра на хомусе как один из аккумуляторов и источников поликультурного воспитания личности играет особеннную роль в силу своего доступного интернационального языка – языка художественного образа, она не имеет коммуникативных национальных границ и может быть безпрепятственно использована как фактор вхождения человека в этническую и мировую культуру.

Оптимальным для поликультурного воспитания детей посредством хомуса является старший дошкольный возраст, сензитивный период ярких новообразований – физических, интеллектуальных, социальных, коммуникативных, межкультурных.

Культура как феномен изучалась представителями философии, культурологи, социологи, психологии, педагогики и других наук (К. А. Абульханова- Славская, Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. П. Беспалько, В. С. Библер, Г. Н. Волков, М. С. Каган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, С. Л. Рубинштейн, Н. Е. Щуркова и др.).

Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков отечественной педагогики П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.

Актуальность темы исследования обуславливается практической потребностью разрешения ряда сложившихся в системе образования противоречий между:

- потребностями общества в освоении культурного пространства многонационального государства и недостаточной разработанностью соответствующих возраста ребенка средств приобщения к народным традициям региона;

- осознанием необходимости определения педагогических условий формирования поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.

Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему исследования: поиск путей и способов поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.

Обьект исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Предмет исследования: научно – теоретические основы и педагогические условия поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть научно - теоретические основы поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Гипотеза исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу будет эффективным, если:

- обосновать инновационные подходы к организации процесса поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу: принципы, идеи, технологии.

- реализовать педагогические условия, способствующие поликультурному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к хомусу (направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно - прикладного искусства, игр, традиций; создание развивающей предметно - пространственной среды, в котором возможна активизация самовыражения детей в игре на хомусе; использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово - игровых, проектных, интегрированных методов и др.); взаимодействие ДОУ и семьи;

- осуществлять педагогическую диагностику личностного продвижения в процессе поликультурного воспитания старших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:

1. Обосновать совокупность исходных положений, образующих научно- теоретические основы формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

2. Проверить эффективные формы и методы развития поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

3. Разработать технологию формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

4. Определить уровни сформированности поликультурного воспитания старших дошкольников посредством пиобщения к хомусу.

5. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Методы исследования: теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, теоретическая и методическая итерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Научная новизна исследования:

- раскрыты сущность и содержание поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу;

- выявлены и проверены эффективные формы и методы развития поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу, основанные на принципах методической интерпретации потенциала народной педагогики, интеграции всех видов деятельности детей; культуросообразности, расширения связей ребенка с окружающим миром, диалога культур, опоры на эмоционально- чувственную сферу ребенка.

- сконструирована модель формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу, построенная на основе системного, личностно- ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов;

- определены уровни сформированности поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу,

- разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Теоретическая значимость состоит в разработке концептуальных основ, модели формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и воспитателей ДОУ.

Достоверность результатов подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций авторов, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

База исследования: МБДОУ ЦРР - детский сад № 89 «Парус».

Этапы работы:

1). Поисково - теоретический. Изучение и анализ проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

2).Опытно – экспериментальный. Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

3).Обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Публикации по теме:

Презентация «Непослушные» слова» Презентация ""Непослушные"" слова" создана с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с несклоняемыми именами существительными.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе
Опубликовано: 5 июня 2013 в 08:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...