Лучший педагог года

Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний»

Вера Савенко
Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний»

Конспект открытого урока литературного чтения

Автор Савенко Вера Николаевна

Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний».

Цели урока:

Предметные: познакомить с рассказом А. П. Гайдара «Совесть»;

совершенствовать навыки чтения;

развивать умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль;

учить оценивать поступки героев;

развивать интерес к чтению;

сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией.

Надпредметные:

Публикация «Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А, П, Гайдара „Совесть“ во 2 классе по УМК „Планета знаний“» размещена в разделах

личностные (нравственно-этическая ориентация).

Познавательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.

Коммуникативные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, Регулятивные: прогнозирование (антиципация)

2. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.

3. Развивающие: показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; развивать интерес к чтению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс автор Э. Э. Кац, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран, аудиозапись рассказа, презентация, раздаточный материал с заданиями, два сердечка (красное и синее) для каждого ученика.

Ход урока.

Слайд 2

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Поприветствуем гостей,

С ними будет веселей.

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

-Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, почему гл. герой Ваня взял сливу, и как он переживал за свой поступок.

-Сегодня мы продолжим разговор на важную нравственную тему.

Работа парах.

- На партах лежат листочки, найдите задание №1, прочитайте стихотворение про себя, подготовьте ответы на вопросы.

Слайд 3

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Везде её ищу.

Вторую ночь уже не сплю.

Душа болит, болит.

И голос сердца моего твердит:

«Иди ищи!»

И я иду, ищу.

1. - Сколько поступков совершил герой? Какие?

2. - Какое чувство заставляет героя искать кошку и не спать?

(выберите нужное слово: жалость, грусть, страх, совесть, стыд)

3. - Что такое совесть? Где она живет? Нужна ли она человеку? Зачем?

Слайд 4

Можно сказать, что СОВЕСТЬ - это ГОЛОС внутри нас, в нашей душе. Помогает совершать добрые поступки, переосмысливать свое поведение, исправлять ошибки.

Вывод: Получается, раз наш герой ищет кошку, значит, он услышал голос своей совести. Значит, она у него есть, какой? совестливый ч-к.

- А человека, у которого нет совести, или она молчит, как называют? (бессовестный)

- А про какого человека говорят «Он живет с чистой совестью?» (которому не стыдно за свои поступки перед людьми.)

или в ладу со своей совестью

Вот как объясняется слово в Толковом словаре. Слайд 5

Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Слайд 6

-Какая ТЕМА урока? О чем будем читать?

Слайд 7

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и проанализируем поведение героев.

- Можно ли по названию определить, каким будет рассказ:

шуточным или серьезным поучительным?

3. Открытие нового знания.

- Найдите на листах задание 2, познакомимся с биографической справкой.

Чтение про себя.

- Читайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.

Гайдар Аркадий Петрович - известный детский писатель.

Настоящая его фамилия - Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла Гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента и погиб в 37 лет.

В своих книгах («Чук и Гек», «Тимур и его команда» и других) он поведал о дружбе, честности, мужестве, справедливости.

Ответьте на вопросы, пользуясь текстом,

1. Какова настоящая фамилия А. П. Гайдара? зачитывайте.

2. Сколько войн прошёл писатель? Какие?

3. О чем писал в своих произведениях писатель? (о важных нравств. качествах)

4. Что означает фамилия Гайдар?

- Правильно, на этот вопрос нет ответа в тексте. Об этом расскажу я.

Слайд 8 Фамилия Гайдар - это псевдоним – по-монгольски «всадник, скачущий впереди».

Вот такой псевдоним выбрал себе писатель.

Знакомство с произведением, слушание его в записи.

- Слушайте, попробуйте представить все, что происходит.

- Вы прослушали рассказ, понравился? Кто герои?

Слайд 8 Словарная работа

- Ребята, эти слова встретятся в рассказе. Объясним их.

украдкой (вы-) шмыгнуть смекнуть

болтаться беспощадная добродушный

Вторичное чтение уч-ся текста, чтобы лучше представить образы героев и понять их поступки.

Обмен мнениями.

Ответьте на мои вопросы.

1. Почему Нина решила не идти в школу? (зачит.) (Значит, она прогульщица.)

2. Как вы думаете, хорошо поступила Нина? Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

3. Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)

4. Чем еще был плох ее поступок? Даже опасен? (В роще могли быть дикие звери, плохие люди)

5. Переживала ли Нина? Какое у нее было настроение? (зачит.) (ловит бабочку, хорошее, радостное, чудесное, беззаботное)

Слайд 10

- Посмотрите на рисунок, о чем нам рассказывают выражение лица, жесты девочки?

(Нина говорит строгим голосом, как взрослая, ругает его.)

1. - Найдите отрывок к этому рисунку.

2. - Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком? (Она думает, что он такой же прогульщик, как она.)

3. - Почему же тогда Нина повела малыша через рощу? (Нина была доброй, отзывчивой. У нее было доброе сердце. Эта черта характеризует Нину, как очень хорошего человека.)

- Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)

4. - Изменилась ли Нина после встречи с малышом? (заплакала)

Почему? (Стыдно.)

5. - Найдите ИДЕЮ - главную мысль - «грызет беспощадная совесть»?

-Дети, как вы относитесь к Нине? осуждаете или жалеете? (Девочку жалко, переживает)

Физминутка

- Если я назову хороший поступок - руки над головой; плохой – присядьте.

Помочь дедушке

Взять чужую вещь

Порвать книгу

Вымыть посуду

Сломать ветку дерева

Обозвать товарища

Покормить птиц

Вынести мусор

Подставить подножку

Сказать неправду

Сложить вещи

Вытереть пыль

Слайд 10-11

В виде схемы я представила состояние- настроение Нины.

Вспомните - Какое настроение было у Нины в начале? в конце? (Изменилось на противоположное.)

-Что автор хочет этим показать? (что человеку становится плохо, если он не поступает по совести)

Давайте ответим на вопрос учебника.

- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

(потому что главная героиня рассказа — это совесть)

- Так какой это рассказ - юмористический и поучительный? - Чему он нас учит? (отвечать за свое поведение и поступки перед людьми)

Слайд 12

-Р-та, многие писатели обращались к этой важной теме:

А. С. Пушкин писал: «Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце»

Нем. философ Фридрих Гегель: «Совесть - это светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то светильник разбивают» .

- С чем можете сравнить совесть Вы (сторож, барабан, строгий судья, ниточка, будильник)

Слайд 13

-Народ придумал много пословиц о совести.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

1. Есть стыд, есть и совесть.

2. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

3. Совесть без зубов грызёт.

4. Нечистая совесть спать не даёт.

ИТОГ урока, составление синквейна.

-Что подсказывает совесть человеку? (Совершать хорошие поступки.)

Слайд 15 Перед вами 2 сердца.

Ребята, оцените свою работу на уроке.

Если урок был для вас полезным, он чему то вас научил покажите красное сердце.

Если вы ничего не поняли, то - синее сердце.

- Надеюсь, что совесть будет помогать Вам совершать хорошие поступки.

Слайд 16

Домашнее задание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва» Новостроевская средняя школа Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению 3 «а» класс.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского .

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Перспектива») ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА литературного чтения Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение.

Урок литературного чтения во 2 классе «Творчество В. Л. Дурова» Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением. Задачи: 1. Познакомить с творчеством писателя, 2. Развивать навык.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 14:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД