Папки-передвижки

Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)

Ирина Муравьёва
Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)

Цели:

Коррекционно-развивающие

Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

Формирование сложных форм фонематического анализа;

Развитие внимания (слухового и зрительного);

Развитие зрительного гнозиса;

Обогащение и активизация лексического запаса по теме «Весна».

Коррекционно-обучающие

Повторение правила обозначения мягкости согласных гласными II-ого ряда и буквой Ь.

Воспитательные

Публикация «Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы „Весна“, (2 класс)» размещена в разделах

Формирование умения планировать учебную деятельность;

Формирование умения выделять главное в учебном материале;

Формирование умения работать в определенном темпе;

Формирование умения работать в группе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, карточки, ручки, красный и синий карандаши, конверты (2, посылка, мел (синий, красный, медиаоборудование.

План логопедического занятия

I. Организационный момент. Развитие временных представлений.

II. Сообщение логопедической темы: «Дифференциация звуков Б-П».

III. Особенности артикуляции звуков Б-П. Обозначение звуков буквами.

IV. Дифференциация звуков [П]- [Б] изолированно и в слогах.

1. Подготовительные к дифференциации звуков упражнения.

2. Игра на восприятие изолированных звуков.

3. Упражнения на выделение звуков [Б]- [П] в слогах.

V. Введение в лексическую тему: «Весна».

1. Игра в «Разведчиков» (нахождение местоположения новых звуков в словах).

2. Физкультминутка.

3. Инсценировка. Повышение мотивации к работе.

4. Дифференциация П-Б в словах.

5. Дифференциация в словосочетаниях.

6. Чтение и отгадывание загадки

7. Повторение правил обозначения мягкости согласных при помощи гласных II ряда (Я, Ё,Ю,Е,И) и буквой Ь.

VI. Подведение итогов занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня мы будем работать вместе, и я надеюсь, что у нас всё получится.

- Откройте тетради. Напомните мне сегодняшнее число, месяц.

- Запишите в тетради число и месяц.

- А к какому времени года относится февраль? Какое время года перед зимой? Какое после? Какое время года стоит между весной и осенью?

II. Сообщение логопедической темы.

- Мы вспомнили с вами все четыре времени года. А теперь посмотрите на экран. Назовите предметы изображённые на этих картинках.

(Подснежники, птицы)

- Какой первый звук в этих словах? (П)

- Правильно звук [П].

- А что изображено на этих картинках?

(Бабочка, бутон)

- Назовите первый звук в этих словах. (Б)

- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [П - Б].

(ФОН)

III. Уточнение артикуляции звуков [П - Б], связи звука и буквы.

1. - «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи…» как же произносятся эти звуки?

- Возьмите каждый своё зеркальце, произнесите звук [П] и посмотрите как работают ваши губы, зубы, язык?

- Что участвует в произнесении звука [П]? (Губы.)

- Правильно, губы.

- Поднесите к гудам ладошку, произнесите [П]. Что вы ощущаете? (Тёплый воздух.)

- Как выходит струя воздуха? (Резко.)

- Правильно, воздух выходит резко и «взрывает» сомкнутые губы!

- Посмотрите в зеркальце, произнесите [Б].

- Что работает? (Губы.)

- Снова губы.

- Поднесите ладонь ко рту, произнесите [Б].

- Губы тоже взрываются? (Да)

- Похожи эти звуки по произношению? (Да)

- А почему же мы слышим разные звуки? ([П] – глухой, [Б] – звонкий)

- Как же вы определили, какой из этих звуков глухой, а какой звонкий?

- Поднесите ладонь к горлышку. Произнесите звук [П]. Что-то почувствовали? (Нет)

- Произнесите звук [Б]. А теперь что-то чувствуете?

- Колокольчик зазвенел! Это работают голосовые связки. Образуется голос.

- Значит какой можно сделать вывод? Звук [Б] произносится с … (голосом). Поэтому он какой? (Звонкий).

- Звук [П] произносится без голоса (тактильная проверка) – нет колокольчика. Значит он какой? (Глухой).

2. - Возьмите ручки, на новой строке запишите строчную букву Бэ, оставьте промежуток, запишите букву Пэ.

IV. Дифференциация звуков [Б] - [П] изолированно и в слогах.

1. - Давайте немного отдохнём и поиграем в «самого внимательного».

- Встаньте пожалуйста. Положите руки на живот. Делаем глубокий вдох, надуваем «пузырь». Задержали дыхание – выдох медленный (2 раза).

- Приготовьте ладошки. Я буду называть разные звуки. Вы, как только услышите звук [Б], хлопайте в ладоши.

- Слушайте внимательно: Н, З, С, Б; Ч, К, Л, П, Б; В, Р, Б, Ф, Щ,П.

- Молодцы! Все внимательные!

2. - На какой звук вы хлопали? ([Б])

- Вот он этот звук.

(СЛАЙД)

- Я буду добавлять к звуку [Б] гласный, а вы хором произносите получившийся слог.

(ПРЯМЫЕ СЛОГИ)

- Заменим звук [Б] на [П]. Прочитайте получившиеся слоги.

- Теперь будем читать обратные слоги со звонким согласным [Б].

(СЛАЙД)

- Поменяем звук.

- Произнесите слоги.

- Произнесите по очереди звукосочетания. Начинает…

(СЛАЙД)

- То же со звуком [П].

3. – А теперь я проверю, как вы умеете запоминать.

- Я произнесу цепочку слогов, вы её запомните и повторите хором.

БА – ПА – БА

- Молодцы! Хорошо запоминаете!

- Следующую цепочку запомнит и повторит левый ряд.

ПУ – БУ – ПУ

(Дальше по рядам: БУ – ПУ – БУ; БА – ПА – БА – ПА; ПА – БА – БА – ПА; ПУ – БУ – БУ – ПУ; БУ – ПУ – ПУ – БУ.)

V. Знакомство с лексической темой «Весна».

1. – А теперь поработаем в тетрадях.

- Будем играть в разведчиков и шифровать слова с буквами Пэ и Бэ, цифрой указывая их место в слове.

- Например, какую букву вы будете писать в слове парта Пэ или Бэ? (Пэ)

- Какая она по счёту?

- В ваших тетрадях появится вот такая запись.

(СЛАЙД)

(Опушка, собака – разбор, запись на слайде П2,Б3.)

- Эти слова – шифры записывать не надо.

- После каждого зашифрованного слова ставьте запятую.

- Первое слово половодье. Вам знакомо это слово? (Реки переполняются водой от растаявшего снега, происходит разлив реки.)

- Когда бывает половодье?

- Следующее слово апрель, облака, купавы, яблоня, почки.

-, прочитай свою запись. Все следите.

П1, П2, Б2, П3, Б2, П1.

- У всех так же?

- Вспомните слова, которые вы шифровали. (Перечисляют).

- О каком времени года они вам напомнили? (О весне).

- Вы соскучились по весне, по тёплым и солнечным денькам? (Да).

- Назовите признаки весны. (+ птицы).

2. -Давайте отдохнём! Вставайте!

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь –

Кап-кап-кап-кап.

Щелкают пальцами рук.

И по лужам ты идешь

Так-так-так-так.

Притопывают.

Ветер шелестит листвой –

Ш-ш-ш-ш

Потирают ладонь о ладонь.

Спрятал кудри под травой

Тш-тш-тш-тш.

Потирают ладонями о колени.

Дождь сильнее застучал –

Тук-тук-тук-тук.

Стучат указательными пальцами

одной руки о ладонь другой.

Скоро ливнем дождик стал –

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Хлопают в ладоши.

3. – Красавица Весна по вам тоже соскучилась и передала для вас подарки. Они находятся во в этой посылке. Я ее сейчас открою и посмотрю, что же там такое.

- Ой ни как не получается открыть! В чем же дело?

Помощник:

- Вам передали телеграмму.

- От кого?

- От госпожи Зимы.

- Интересно, что же ей от нас нужно?

-, прочитай.

(читает текст телеграммы).

- Что же это за «капель» такая и когда она бывает? Ребята, вы не знаете?

(объяснения ребят, помощь)

- Значит, мы остались без подарков?

Помощник:

- Вам еще одна телеграмма.

- Опять от Зимы?

- Нет.

- Здесь стоит подпись Весна.

- Спасибо…., прочитай, что здесь написано?

(читает текст телеграммы)

заглядываю в конверт.

- Здесь еще один листок, а на нем целый список заданий.

- Интересно, что в посылке? Будем выполнять задания?

VI. Дифференциация [Б] – [П] в словах и словосочетаниях.

1. – Первое задание: сложите слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» Бэ или Пэ.

(СЛАЙД)

-, какое слово ты составил? Что обозначает это слово? После какого месяца наступает апрель? Перед каким месяцем апрель?

- Какую букву вы разморозили?

- Какой звук обозначает буква Пэ глухой или звонкий? Докажите.

- Посмотрите, один замок растаял.

- Давайте скорее выполнять следующее задание. Интересно ведь, что внутри.

(СЛАЙД)

2. - Что вы видите на картинках? Букет, облако, капуста, лебедь, попугай, подарки.

- Выпишите слова – названия картинок в два столбика: в первый с буквой Бэ, во второй с буквой Пэ.

-, прочитай первый столбик. С какой буквой все слова в этом столбике? Буква Бэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажи.

-, прочитай второй столбик. С какой буквой все слова в этом столбике? Буква Пэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажи.

- Смотрит, еще один замок растаял.

- Вы готовы выполнять следующее задание?

3. – Отгадайте, какое слово здесь спряталось?

(СЛАЙД)

- А здесь?

- Какая первая буква во всех этих словах?

- Буква Бэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажите.

- Еще на один замок стало меньше. Скоро мы сможем открыть посылку.

4. – Следующее задание, пожалуй, потруднее предыдущих.

- К словам из столбика под буквой а) подберите подходящие по смыслу слова из столбика под буквой б).

(СЛАЙД)

- Начнем с первого слова из столбика под буквой а).

-, прочитай это слово. Подбери подходящее к нему слово из столбика под буквой б).

(разбираются все словосочетания)

-, ,, выходите к доске, запишите свои словосочетания.

- Остальные пишут в тетрадях.

- Подчеркните синим карандашом букву обозначающую глухой согласный [П], синим и красным карандашами – букву обозначающую звонкий согласный [Б].

- У всех так же?

- И еще один замок нам удалось растопить! Какие вы молодцы!

- Приступаем к разморозке следующего замка?

5. – Прочитайте загадку, начиная со слога «ПО».

(СЛАЙД)

- Кто знает отгадку? (Подсолнух).

- Назовите первый звук в этом слове. Звук [П] глухой или звонкий? Докажите.

6. – Весна в своей телеграмме просит нас позаботиться о нашем с вами здоровье, и чтобы не болеть, есть побольше овощей и фруктов.

- А какие вы знаете названия фруктов и ягод со звуком [Б].

(бананы, яблоки, абрикосы, арбуз, клубникаи т. д.)

- А со звуком [П]?

(апельсин, персик)

- В каком из перечисленных слов слышится мягкий звук [П’].

- Правильно! А в слове апельсин после [П’] нужно писать мягкий знак? А почему нет?

- Последний замок растаял!

VII. Подведение итогов урока.

- Я понимаю, что вам не терпится заглянуть во внутрь. Но давайте еще раз вспомним, какие звуки на сегодняшнем занятии мы учились различать?

- Какой из них звонкий?

- Назовите глухой.

- Как вы определили, что [Б] звонкий?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какое задание было самым сложным?

- Какое задание было самым интересным?

- Перед вам лежат карточки с кружками. Если вы усвоили все на «отлично», и вы все поняли, закрасьте первый кружок красным цветом. Если что-то не понятно, вы испытывали затруднения при выполнении заданий, закрасьте первый кружок синим цветом.

- Во втором кружке нарисуйте ваше настроение. Если хорошее, то такое личико (СЛАЙД, если грустное, то такое (СЛАЙД).

- Ну, а теперь подходите ко мне, заглянем в посылку все вместе.

Приложение

Телеграммы:

Рано думать о весне! Пока здесь главная я – госпожа Зима! Посылку от весны я заколдовала и наложила на неё ледяные замки. Так что ждать вам подарков до первой капели!

Зима.

Ребята, я помогу вам расколдовать подарки и растопить ледяные замки. Для этого нужно выполнить несколько заданий.

Весна.

Прикреплённые файлы:

diferenciacija-b-p_gj2mu.pptx | 2142,38 Кб
 
Публикации по теме:

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках». Группа детей по структуре.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …) «Автоматизация свистящих звуков ([с], [з], [ц]) в словах и словосочетаниях» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Учить правильно и.

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы «Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в словах» Цель: формирование звуковой стороны речи. Задачи: а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; соотносить звук с буквой.

«Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях». Конспект занятия по пескотерапии во второй младшей группе Конспект занятия по пескотерапии во второй младшей группе Тема: Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Программное.

Логопедическое занятие с использованием элементов сказкотерапии на материале лексической темы «Домашние птицы»Логопедическое занятие с использованием элементов сказкотерапии на материале лексической темы «Домашние птицы» ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ. Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме.

Конспект НОД «Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень» (старшая группа) ТЕМА: Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень». ЦЕЛИ: 1. Расширение и активизация словаря.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Конспект занятия по развитию речи «Зима. Звук [С] в словах и словосочетаниях» Цель: Автоматизация звука [С] в словах и словосочетаниях. Задачи: коррекционно-развивающие: - корригировать произношение; - корригировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 08:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД