Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития

Наталия Козлова
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития

Обучение детей элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью. Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития строится с учетом закономерностей развития математических представлений у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности психических механизмов нормального и аномального ребенка. Следовательно, в методических подходах к процессу формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с задержанным темпом психического развития, равно как и с нарушениями слуха, зрения, речи много общего.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития» размещена в разделах

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития базируется на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей.

К ним относятся:

• построение процесса формирования элементарных математических представлений на основе дидактических принципов;

• общность содержания математических представлений, что подтверждается различными комплексными программами дошкольного воспитания нового поколения;

• комплексный характер формирования элементарных математических представлений;

• многообразие форм процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, обеспечивающее системный характер формируемых знаний, умений и навыков;

• организация развивающей среды, основные параметры которой представлены как в программах дошкольного воспитания, так и в рекомендациях к организации системы дошкольного воспитания.

Процесс обучения детей с задержанным темпом психического развития в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

У детей с задержанным темпом психического развития нарушенными оказывается эмоционально-волевая сфера, когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Нарушения выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований, и, главное, в нарушении целостного развития ребенка.

Учитывая этиологические, патогенетические и клинические параметры задержанного темпа психологического развития детей мною была разработана программа: «Развитие когнитивных процессов у дошкольников с задержанным темпом психического развития». Одним из рабочих блоков данной программы является формирование элементарных математических представлений. Программа составлялась с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства. Работа по обогащению математического развития детей дошкольного возраста имеет коррекционную направленность.

В определенной степени по аналогии с обучением игровой деятельности как ведущей деятельности ребенка-дошкольника строится и методика формирования элементарных математических преставлений. Комплексный подход включает в себя следующие компоненты:

• изучение математических представлений детей;

• организацию пространственно-развивающей среды;

• проведение обучающих игр с математическим содержанием;

формирование количественных, временных, пространственных и геометрических представлений.

Комплексный подход предполагает формирование математических представлений в тесной связи с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, конструктивная и игровая деятельность). Реализация комплексного подхода к формированию элементарных математических представлений у детей включает следующие направления коррекционно-развивающей работы :

Разделы программы по формированию элементарных математических представлений,

средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Представления о форме

Представления о величине

Количественные представления

Временные представления

Сюжетно-ролевые игры

Конструктивные игры

старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Представления о форме

Представления о величине

Количественные представления. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные)

старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Свойства предметов. Геометрические фигуры

Размер предметов

Количество и счет

Десяток

Для формирования математических представлений необходимо реализовывать следующие задачи:

формировать некоторые самые общие принципы счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете; понимание принципа «один к одному» то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понимание итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана; умение считать объекты в любом порядке;

• учить образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее – удалением одного предмета из группы;

• совершенствовать элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, зрительного и тактильного восприятия;

формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, поворачивать, расставлять фигуры в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал, геометрические фигуры);

• познакомить детей с количеством в пределах десяти;

• учить узнавать цифры 1-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов; изображать цифры 1-10 (рисовать, конструировать);

• учить называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений;

развивать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной);

• производить образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, по количеству пределах десяти);

• учить осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;

формировать представления о времени : учить детей на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать и называть реальные явления и их изображения – контрастные времена года (лето, зима, весна, осень).

Работа по формированию элементарных математических представлений предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушений у конкретного ребенка. Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с онтогенетическим принципом развития строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет детям восстановить утраченное, забытое, сделать процесс математического развития целостным, а формирование элементарных математических представлений непрерывным. Предлагаемый для усвоения материал (количественные, временные, геометрические, пространственные, величинные представления) от этапа к этапу усложняются. Таким образом, тема остается прежней, а ее содержание изменяется, раскрывая сначала предметную, затем функциональную, смысловую стороны, затем сферу причинно-следственных, временных, количественных отношений, связей между внешними признаками функциональными свойствами.

Литература

1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2002.

2. Белова И. К., Шевченко С. Г., Былич Р. В., Волкова И. Н. и др. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М. : «Ника-Пресс», 1997

3. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. –136 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Современные инновационные технологии не раз обращались к игре, как к средству развития дошкольников. Я уже несколько лет использую в своей.

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

«Ориентировка во времени». Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа Программное содержание: Закреплять преставление о последовательности дней недели, учить детей называть месяцы года, развивать чувство времени,.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Составление геометрических фигур из счётных палочек Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании.

Формирование элементарных математических представлений у детей 2–3 х лет. «Много мало». Тема : «Много мало» Возраст : от 2 до 3 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений. Игра – это практическая единственная.

Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников. Первая младшая группа. Тема недели «Тольятти - мой город родной!» Тема дня Городские профессии: полицейский, шофер Образовательная деятельность.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Консультация: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду"Математическая подготовка к школе предполагает не.

Тема по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Тема : «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» № п/п Срок выполнения Мероприятия 1 Сентябрь- ноябрь Изучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития
Опубликовано: 15 мая 2017 в 10:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД