Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка

ирина рябова
Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка

План

1. Интеграция и координация в ДОУ. Виды интеграции.

2. Мозговой штурм (организационно – деятельностная игра).

Интеграция* и координация специалистов ДОУ в рамках экспериментальной работы являются основой исследовательской и педагогической деятельности коллектива.

Интеграция специалистов ДОУ должна строиться на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса (структура личности, содержание образования, социальный опыт) (Схема 1)

Структура личности

(ее аспекты) Содержание образования Структура социального опыта

Когнитивный*

Знания Знания об окружающем

Эмоционально-волевой Мотивы, оценки, отношение Эмоционально – ценностное отношение

Деятельностно -практический Умения, навыки Известные способы осуществления деятельности

Рефлексивно-творческий Творчество, рефлексия Опыт творческой деятельности

Взаимосвязь указанных подсистем обусловлена:

- цельностью человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности в контексте самореализации его сущностных сил;

- цельностью человеческого бытия как объекта и предмета познания;

- развитием научного познания в пограничных областях человековедения;

- формированием целостной картины мира, мировоззрения через усвоение содержания и структуры общечеловеческой культуры.

Интегративные и межпредметные связи определяются развитием научного (в частности философского) знания, процессами интеграции и дифференциации конкретных наук в контексте общего предмета – человека.

Суть интеграции педагогов в воспитании, обучении и развитии детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Основные компоненты интеграции:

• системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого строится интеграция; таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность);

• дидактический объект интеграции: на основании чего, через что реализуется интеграция. Дидактический объект моделирует комплекс как речевой, так и других, специфических для ребенка видов деятельности (игровой, художественно-речевой, художественно-изобразительной, музыкальной и др.);

• цели, содержание и технологии педагогического воздействия – система осуществления образовательно – воспитательно-развивающих задач в ДОУ.

Интеграция деятельности специалистов ДОУ рассматривается как цель и результат взаимодействия по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели.

Взаимосвязь обозначенных компонентов интеграции происходит на основе информационно – содержательных (цель, задачи, содержание, операционно-деятельностных (методы, средства, приемы) и организационно-методических связей (формы взаимодействия, выполняющих целеполагающие и конструктивные функции. В единстве целеполагания и целеосуществления обеспечивается интеграция и координация деятельности специалистов на всех этапах инноваационной работы: от целей до результатов и диагностики их эффективности. Интеграция и координация педагогов служит условием создания единого пространства развития ребенка.

Условия развития детей дошкольного возраста в рамках единого пространства развития:

• предметно – развивающая среда;

интеграция и координация специалистов на межпредметной и междеятельностной основе при освоении реализации программного материала.

Технологии сопровождения развития ребенка:

А/ методы;

Б/ средства;

В/ свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность):

- специально организованные занятия познавательного цикла;

- свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

- совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-дети», «педагог-ребенок-родители», «ребенок- ребенок (дети)».

ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ

1. Тематическая. Рассмотрим систему деятельности специалистов при формировании представлений о социальной действительности на примере блока «Моя семья и Я» (подготовительная группа): основа для разработки индивидуальных (совместных) планов работы.

2. Проблемная. Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:

• конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;

• педагогический диагноз на основе общего направления собственной деятельности;

• приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;

• промежуточные и итоговые результаты индивидуально- коррекционной работы.

Проблемная интеграция обозначена так в силу того, что она обеспечивает взаимодействие специалистов для решения индивидуальных проблем ребенка и служит основой для разработки индивидуально – коррекционных программ.

Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребенка

3. В логике возрастного, индивидуального развития ребенка. Все специалисты планируют перспективное развитие ребенка в рамках зон его актуального и ближайшего развития по приведенным позициям: например, «развитие игровой деятельности» и т. д.

Предложенные критерии для разработки интеграции педагогов учитывают специфику развития детей в дошкольном возрасте, позволяют гибко планировать и осуществлять деятельность всех педагогов. Следует отметить, что данный вариант интеграции в настоящее время существует гипотетически, поскольку под каждое из указанных направлений развития необходимо создать специальную службу, в составе которой будет несколько профильных специалистов, что в данных условиях в ДОУ трудно осуществить.

П. Мозговой штурм.

Необходимо за короткое время обсудить в подгруппе или сформулировать индивидуально цель и задачи своей деятельности в ДОУ.

А/ все педагоги делятся на 5 подгрупп, которые будут работать с позиции каждого субъекта ДОУ (при этом сами субъекты работают с позиции других специалистов);

Б/ если присутствует ограниченное количество педагогов, то каждый из присутствующих работает исходя из собственной роли

Мозговой штурм осуществляем по тематической интеграции «Моя семья и Я»

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Примерный индивидуальный план педагога-экспериментатора .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Математика
Автор публикации:
Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 10:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная аппликация «Весенние цветы в корзине».
Как-то весенним днем мы с ребятами старшей группы решили порадовать себя и взоры наших мам и пап весенней композицией. И что может быть лучше весеннего...
Моё достижение года — участие в городском профессиональном конкурсе «Воспитатель...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале декабря в нашем городе проводился городской профессиональный конкурс "Воспитатель года 2018". Мне предложили...
Конспект занятия по аппликации «Звезды и кометы».
Цель: создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов. Задачи: обобщить знания о космосе и планетах; учить вырезать звезды; вызвать...
Мастер-класс «Сувенир для ветерана»
Материалы: бумага для акварели ( 1/2 листа А4) ; гуашь белая и голубая; кисточка для гуаши; клей универсальный; шпажка для шашлыка ( 1...
Детский мастер-класс «Ирисы из гофрированной бумаги»
Здравствуйте уважаемые коллеги! В этом году весна в нашем поволжском регионе выдалась несмелая, неторопливая, запоздалая. Уже апрель перевалил за...