Краткосрочные образовательные практики в работе с родителями для развития коммуникативно-познавательной сферы детей

Натали Корякина
Краткосрочные образовательные практики в работе с родителями для развития коммуникативно-познавательной сферы детей

Краткосрочные образовательные практики

«В сказку вместе с мамой за руку идем»

Актуальность.

Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка общаться, обогащать его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель становится помощником и доброжелательным проводником к знаниям и получению опыта. От родителей зависит, сформируется ли у малыша любовь к новым знаниям и превратится ли простое детское любопытство в познавательный интерес.

Интерес, проявляющийся в форме вопросов, составляет основу познавательной активности ребенка, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи. Такие задачи ребенок может решить посредством «вхождения» в сказку, в сказочный мир, который так интересен и увлекателен для детей дошкольного возраста.

Общеизвестно, что для более эффективного течения воспитательно-образовательного процесса у детей младшего дошкольного возраста необходимо применение комплексного подхода (педагоги – родители – дети, в ходе которого, педагог грамотно и последовательно руководит процессом передачи знаний и умений, а родители становятся не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и непосредственными участниками образовательного процесса. Следовательно, в ходе нашей практической деятельности мы считаем, что родителей целесообразно включать в процессе овладения приемами технологии сказкотерапии, где они смогут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Краткосрочные образовательные практики являются совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, компенсируют проблему дефицита общения, а также помогают выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Цель краткосрочных образовательных практик – создание условий для приобретения практического опыта родителями по формированию у детей предпосылок к осуществлению самостоятельного выбора деятельности.

Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка (ребёнок и родитель имеют возможность выбрать понравившийся курс).

Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование различных практических умений и навыков в определённой деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать у детей готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

2. Обучать рефлексивным приемам.

3. Формировать у детей предпосылки к осуществлению самостоятельного выбора деятельности.

Развивающие:

1. Развивать творческие способности детей через практические виды деятельности.

2. Повышать речевую активность и коммуникативную направленность речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний).

3. Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных героев.

4. Развивать познавательный интерес.

Воспитывающие:

1. Социализация в другом коллективе.

2. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам группы.

Участники: дети младшего дошкольного возраста, родители (законные представители, учитель–логопед, педагог -психолог.

Ожидаемые результаты:

1. Активная образовательная позиция у родителей по отношению к своему ребенку и дошкольной образовательной организации.

2. Умение родителей выстраивать отношения партнёрства и сотрудничества с детьми.

3. Реализация принципов индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора деятельности.

4. Просвещенность родителей в вопросах развития коммуниативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.

5. Овладение практическими приёмами сказкотерапии, направленными на развитии коммуниативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Механизм реализации КОП:

1. В сентябре 2016 года нами был составлен опросник для выявления наиболее привлекательных сфер развития и способностей ребенка (Приложение1).

2. По результатам анализа были разработаны и представлены краткосрочные образовательные практики (КОП) для детей и родителей (Приложение 2).

Программа краткосрочных образовательных практик предполагала, что построение образовательной деятельности будет происходить на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором родитель совместно с ребенком, либо родитель для ребенка становится активным в выборе содержания его образования, где он сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ребенку проявить себя.

3. В информационных буклетах родителям были предложены тематика и содержание каждой встречи. В октябре и январе осуществляется выбор детьми и родителями КОП, которые были презентованы нами в форме рекламных буклетов, брошюр (Приложение 3).

4. Для учета выбора курса и количества формируемой группы родителям предлагались карты учета КОП. Основанием для зачисления воспитанников на КОП является совестный выбор ребенка и родителей (Приложение 4).

Краткосрочные образовательные практики (КОП) проводились 1 раз в месяц длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей (15-20 минут)

Продолжительность курса – от 1 до 7 занятий.

Группа детей 5 – 7 человек и родители.

5. Наши встречи имели сюжетную линию одной сказки, объединенную общей целью, задачами и получение продукта деятельности. Они разнообразны по тематике и содержанию, но одинаковые по структуре, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста.

6. Предварительно перед встречей родителям рассылались информационные приглашения и оповещение по вайбиру.

7. После каждой встречи, родители получают от педагогов практический материал для закрепления полученных навыков.

8. Каждая встреча заканчивается рефлексией, в которой дети и родители оценивают значимость данного направления работы. Педагоги анализируют, делают выводы и планируют корректировку в соответствии с запросами участников встречи.

9. Педагоги проводят мониторинг и оценивают результативность и качество работы по развитию коммуникативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста приемами сказкотерапии.

Анализ результатов работы:

В ходе сотрудничества всех участников КОП мы получили следующие результаты:

1. Педагоги и родители выработали единые подходы к воспитанию и образованию детей.

1. Родители стали активными участниками образовательного процесса, и изменили образовательную позицию по отношению к своему ребенку и дошкольному образовательному учреждению.

2. Родители научились выстраивать партнерские отношения с детьми, освоили эффективные и увлекательные приемы сказкотерапии для развития коммуникативно-познавательной сферы своих детей.

3. Дети научились делать самостоятельный выбор своей практической деятельности.

4. Родители повысили педагогическую компетентность в вопросах воспитания и образования детей.

В заключении отметим, что на КОП с использованием сказки дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – коммуникативно-познавательное развитие ребенка предполагает не только наличие у него природного познавательного интереса, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками.

Публикации по теме:

Использование современного оборудования в коррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,.

Конспект ОД по развитию и коррекции познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста «Будь внимательным!» Образовательные задачи: Познакомить детей с новыми играми и упражнениями. Развивающие задачи: развивать способности.

Консультация для родителей старшей группы «Развитие познавательной сферы ребенка» Консультация для родителей старшей группы «Развитие познавательной сферы ребенка» Автор: Бабак Ю. А., воспитатель Задачи: - определение,.

Краткосрочные образовательные практики «В сказку вместе с мамой за руку идем» Актуальность. Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Краткосрочные образовательные практики в работе с родителями для развития коммуникативно-познавательной сферы детей
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 06:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс коллективной работы с использованием нетрадиционной техники...
В нашем детском проходит районный конкурс «Зимние забавы». В конкурсе шесть номинаций: • "Зимние забавы: рисунок в традиционной технике»: рисунок А4...
Материалы по экологическому воспитанию старших дошкольников. «Бережём растения»
Хочу познакомить вас с наработками позволяющими эффективнее проводить работу по знакомству старших дошкольников с растениями Нижегородской области( и не...
Конспект занятия для детей второй младшей группы на тему «Семья»
Программное содержание: Формировать представление о семейных отношениях, о родных друг другу людях. которые любят друг друга. Воспитывать желание отвечать на...
Сценарий новогоднего утренника «Салют на новогодней елке» (старший возраст)
Ведущая: С Новым годом поздравляем и больших и малышей. Счастья всем, добра желаем и морозных ясных дней! Пусть звучит сегодня в зале ваш веселый, звонкий...
Сценарий развлечения для детей «Зимние забавы»
Цель : продолжать развивать музыкальные способности детей , закреплять знания о зимних явлениях природы , зимних играх, забавах. Задачи: 1. Способствовать...