Ольга Васильевна Дмитрова
Конспект занятия по математике «Необычное путешествие» (старший дошкольный возраст)
Конспект организованной образовательной деятельности
Познавательное развитие
Математика
Тема «Необычное путешествие»
Подготовила воспитатель Дмитрова Ольга Васильевна
педагог первой квалификационной категории
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие
Цель:
Публикация «Конспект занятия по математике „Необычное путешествие“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений
Задачи:
Обучающие:
закреплять названия геометрических фигур, цифрового ряда до 10, знание цифр, счет и отсчет в пределах 10, навыков решения простейших задач. Формировать у детей навык самооценки и самоконтроля, продолжать формировать пространственные представления
Развивающие:
развивать речь, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, сообразительность
Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, активность и самостоятельность на занятиях
Предварительная работа: загадывание загадок
Материалы и оборудование : листы бумаги в клетку, карандаши, геометрические фигуры, карточки с мнемодорожками, плакаты с изображением геометрических фигур, атрибуты для игры «Гаражи», магнитная доска, карточки для игры «Цифры потерялись»
Словарная работа: математический диктант, графический диктант, один десяток
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
Здравствуйте, дети. Возьмитесь за руки
Упражнение на релаксацию
Утром солнце в небеса поднимается. Утром люди в домах просыпаются. И, встречаясь утром у детского сада, вы и я – все мы видеть друг друга рады. И Даша здесь, и Миша здесь, и я Ольга Васильевна здесь. Давайте поднимем руки и скажем: «Все здесь!»
2. Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну Математики, там нас ждут трудности, но я думаю, вы с ними справитесь. На чем мы туда отправимся? Об этом вы узнаете, соединив цифры на листе бумаги по порядку.
Проводится графический диктант.
Дети рисуют вагончики поезда
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется… (уточнить из каких фигур составлены вагончики)
- Первый город, куда мы попали, Город Геометрических Фигур. В этом городе живут удивительные жители. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки:
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем – прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам (треугольник)
4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон (овал)
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята
Знает меня каждый школьник
А зовусь… (прямоугольник)
Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.
- Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.
Игра «На что похожа фигура»
- Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного. Посмотрите на плакат и скажите, из каких фигур построены эти рисунки?
Разбор рисунка из геометрических фигур.
- Молодцы! А сейчас мы отправимся в следующий город.
Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции».
- Мы попали в Город Цифр. А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим.
Загадки читаются в произвольном порядке.
При отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке:
Цифра вроде буквы О,
Но не значит ничего (0)
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домиков зайцев сидит? (1)
На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)
Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)
Я рисую кошкин дом
Три окошка, дверь с крыльцом
Наверху еще окно, чтобы не было темно
Посчитай окошки
В домике у кошки (4)
У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке
Если было пять кадушек
Сколько было в них лягушек? (5)
Потеряла крольчиха крольчат
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Два – за метлой,
Один – под листом,
Двое – под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше пяти? (6)
Сколько нот и дней недели
И у радуги цветов?
И надеюсь дать названье
Этой цифре ты готов? (7)
А какое число записывается двумя цифрами? (10)
Как оно по-другому называется? (один десяток)
Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят наши цифры? (нет)
Кто может их поставить правильно?
Игра «Счетная линейка»
Дети выкладывают числовой ряд (0-9)
- Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне ребята, поставить их правильно.
Игра «Цифра потерялась»
(на карточках по две цифры с пропусками между ними).
Вариант игры «Соседи»
Молодцы! Все правильно вставили цифры.
Давайте теперь поиграем в игру
Физкультминутка «Гаражи и машины»
Ход:
по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 10. Детям раздаются карточки с кругами 1-10. Ребенок должен посчитать круги на карточке и поехать в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.
Ну, что, нам пора возвращаться. А чтобы нам в пути не было скучно, вспомним загадки, пословицы, поговорки, в которых упоминаются числа.
А помогут нам в этом волшебные дорожки из картинок-подсказок.
Проводится фонетическое упражнение.
Дети с помощью мнемодорожек выполняют задание по карточкам.
Два кольца, два конца – посередине гвоздик.
Хорошо в другой стране, а дома лучше.
Давайте сделаем массаж пальцев.
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Быть послушным каждый пальчик
Непременно научу.
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и карандаш.
Проводится математический диктант
Воспитатель:
В левом верхнем углу нарисуйте квадрат
В правом нижнем углу нарисуйте прямоугольник
В правом верхнем углу – круг
Посередине – треугольник
Выставляю рисунки.
Все справились с заданием, молодцы.
Игра «Противоположное слово» (вперед – назад)
Отсчитываем минутки до приезда на станцию вокзала 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Вот мы и дома.
Закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что делали?
Кто как вы считаете, лучше отвечал, почему?
Рефлексия.
Кому понравилось путешествие возьмет красный кружок и прикрепит на доску, кому не понравилось – синий.
На этом путешествие закончено. Но встреча со страной Математики для нас продолжится в следующий раз.
Литература
1. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение. – 1991.
2. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез. – 2014
3. Ребенок в детском саду. Издательский Дом «Воспитание дошкольника». - №2, 5/2012