Тема непосредственно образовательной деятельности «В гостях у ханты»

Мирослава Ткач
Тема непосредственно образовательной деятельности «В гостях у ханты»

Цель: Приобщение детей к культурным и духовным ценностям коренных народов Югры.

Задачи:

Расширить представления детей о своеобразии жизни и быте коренного населения Севера - ханты.

Углубить знания детей о национальной хантыйской одежды и обуви - малица, ягушка, унты.

Познакомить детей с хантыйским орнаментом - «Оленьи рога»; развивать умение выкладывать этот орнамент с помощью мозаики.

Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка, унты.

Воспитывать бережное отношение к природе, через знания правил поведения в ней;

Интеграция областей:

Социализация

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

Безопасность.

Предварительная работа:

Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения «Хантыйские орнаменты» сл. М. Шульгина; самостоятельная работа мозаикой, выкладывание узора по образцу; творческие игры с мозаикой; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды.

Ход непосредственно образовательной деятельности

В.: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.

В.:И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? (Варианты предлагают дети).

В.: Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась, что в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, заблудился и оказался в нашем городе Сургуте.

В.: А как же нам помочь олененку, в Его беде (отправить его домой к ханты)

В.: А разве можно отпускать олененка одного в тайгу? (Нет)

В.: Почему? (оленёнок еще маленький, его могут съесть хищные звери)

В.: И как же нам тогда быть, если олененка нельзя одного отпускать? (пойти вместе с ним)

В.: Но прежде, чем отправиться в лес, что нам необходимо вспомнить? (правила поведения в природе)

В.: И в этом нам помогут знаки.

Дидактическая игра «Правила поведения в природе»

В.: Но вот, теперь можно отправляться в путь.

В.: Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчал нас до тайги (в животного)

В.: А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки:

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это - северный … (олень)

Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки».

В.: Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.

В.: Вот мы и в тайге… Как красиво здесь!

Звучит музыка – голоса птиц.

В.: Слышите, кто это так красиво поет в лесу? (птицы)

В.: Очень много птиц живет в наших лесах.

В.: Посмотрите, вам знакомы эти птицы?

Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц.

Дидактическая игра «Назови птицу»

(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик)

В.: Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки).

И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)

В.: Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище ханты. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.

(Включается запись хантыйской песни).

В.: Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.

(Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежду).

Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ.

В.: Не ваш ли это олененок?

Идэ: Как! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.

Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.

Все рассаживаются, и проводиться беседа.

В.: Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум)

В.: А почему, как вы думаете, в чуме так тепло (он утеплен оленьими шкурами).

В.: Оказывается, олени у ханты – очень полезные животные.

В.: Ребята, а чем же еще так полезен олень у ханты? (олень заменяет ханты лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум их шкурами).

В.: Ребята, мы уже с вами знаем, что ханты живут далеко в тайге, и ведут таежный образ жизни, а какое основное занятие у мужчин-ханты? (Это охота, рыболовство, оленеводство).

В.: Если мужчины ханты занимаются охотой, рыболовством, оленеводством то чем же занимаются хантыйские женщины? (Готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются домашним хозяйством)

В.: Ребята, а кто знает, как называется мужская верхняя одежда? А женская?

(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)

Идэ: Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду)

В.: Ребята, а чем украшена ягушка у Идэ? (орнаментом)

Идэ: Но не только для красоты мы расшиваем предметы орнаментом. Мы верим, что рядом с нами живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того чтобы духи не приносили нам зла, а наоборот оберегали нас, помогали в делах, мы наносим орнамент на одежду.

Идэ: А хотите, я вас научу составлять орнамент? Я приглашаю вас в свою мастерскую.

Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам

В.: Педагог обращается внимание на орнамент, выложенный из мозаики.

В.: Посмотрите, этот орнамент, называется у ханты «Оленьи рога», ему ханты отдают особое предпочтение, так как он связан с почитанием оленя.

В.: Вот и мы сегодня в мастерской Идэ научимся составлять этот орнамент. Но выкладывать его мы будем с помощью мозаики.

В.: На хантыйских одеждах узор всегда вышивается снизу вверх. Поэтому и мы с вами будем выкладывать детали орнамента снизу вверх, ровным рядом и обязательно с лева направо.

(Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе)

В.: Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно выложили орнамент, который как называется? («Оленьи рога»)

В.: Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.

В.: Идэ, мы тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.

В.: А домой мы поедем на оленях.

Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

Были мы ребятами, стали оленятами.

(Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят).

Воспитатель «запрягает оленей», (делает из гимнастического обруча упряжку, становиться в середине обруча, дети держатся за упряжки.

Физкультминутка «Олени».

Воспитатель:

Олени, ветер, тундра,

Кругом такой простор!

Бегут олешки шустро -

Веселье и задор!

В.: Но вот мы и приехали, были мы оленятами стали мы ребятами. Вам понравилось наше путешествие?

В.: А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? (ответ детей)

В.: А что больше всего понравилось и запомнилось? (варианты высказывания детей).

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Проект. Традиционная женская одежда народа ханты Проект:«Традиционная женская одежда народа ханты» Автор проекта:Тарлина Зоя Никоновна Руководители проекта:Тарлина Зоя Никоновна, Гареева.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тема непосредственно образовательной деятельности «В гостях у ханты»
Опубликовано: 22 октября 2012 в 18:49
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...