Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие капельки»

Светлана Дисенбаева
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие капельки»

Образовательная область: познание.

Цель:

Расширять знания детей о воде, её свойствах;

Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей; обогатить словарный запас;

Воспитывать любознательность, пробуждение интереса к природе, её явлениям.

Продолжать учить последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.

Задачи:

1. Образовательные:

Формировать представление о том, что вода бесцветная.

Формировать представление о том, что вода прозрачная.

Формировать представление о том, что пар – это вода.

Формировать представление о том, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха.

Побуждать находить примеры в явлениях окружающей среды.

2. Развивающие:

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

Развивать память, мышление, внимание, интерес.

3. Воспитательная:

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

«Коммуникация»:

- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

- на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

- формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

«Социализация»:

- способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;

- развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

«Физическая культура»:

- формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;

- способствовать формированию у детей положительных эмоций.

«Чтение художественной литературы»:

- развивать умение понимать смысл текста и выполнять движения в соответствии с ним.

Оборудование: Рисунок капельки, лабораторная посуда, 2 стакана (1 стакан с водой, кусочки льда, термос с горячей водой, зеркало, полоски бумаги, запись «шум моря».

Предварительная работа:

1. Беседа «Для чего нужна вода?»;

2. Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».

3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»

4. Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование, «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация, сотворчество «Превращение Капельки».

5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.

6. Посильная помощь в уходе за цветами и миниогородом.

7. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

8. Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка») .

9. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.

10. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».

11. Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

Словарная работа: Обогащение словаря и активизация словаря (бесцветная, прозрачная, жидкая) .

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1 часть Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.

2 часть. Основная:

Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. Будьте внимательны, чтобы понять, о чем идет речь:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….

(Воды)

Бежит, бежит, не выбежит,

Течёт, течёт, не вытечет.

(Вода)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

- О чём эти загадки? (о воде) Значит о чём мы сегодня будем говорить? (о воде)

Рассказ сказки про капельку.

Дети садятся на стульчики.

Послушаете сказку про капельку.

«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».

Беседа по содержанию сказки.

- О чём эта сказка?

- Что интересного случилось с капелькой?

- Во что может превратиться капелька?

Опыты

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.

Опыт N1: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему?”.Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт N2: “Вода прозрачная”

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой).

Опыт N3 “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт N4 “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт N5: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт N6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт N7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Вывод: пар – это тоже вода.

Скажите, в каких трех состояниях бывает вода? (жидкая, твердая, газообразная)

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему (состоят из воды)

Физкультминутка

под музыку – журчание воды.

Дождик капнул на ладошку --- правой рукой касаемся левой

На цветы --- круговое движение правой рукой

И на дорожку ---обе руки перед собой

Льётся, льётся – ой-ой-ой! ---покачивание головы

Побежали мы домой. ---бег на месте

Игра «Кому нужна вода?»

Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?»

- Как вы думаете, что это? (это озеро)

- А это что? (картинки)

- Давайте подберём картинки и узнаем, кому же нужна вода и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют)

Игра “Где спряталась вода”

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Давайте еще поиграем: вокруг себя все повернитесь и в капельки вы превратитесь.

Если я буду говорить про дождь- вы все будете прыгать, когда про пар –качать руками, а про лёд – вы должны присесть.

Мимо тучка пролетала, на землю дождиком упала

Тут солнце вышло из-за туч, в пар превратило много луж

Вновь ветер тучи нам принёс, и на землю пролился дождь.

Вдруг появляется мороз, он льдинок целый воз привёз.

Солнца луч задел все льдинки- превратились все в дождинки.

Вокруг себя все повернитесь, в учёных снова превратитесь!

А сейчас, ребята, давайте отправимся в путешествие-поиск капелек по группе.

Поможем капельке найти своих сестер в нашей группе.

(Дети в группе находят места где может находиться вода и приклеивают маленькую капельку.

Первая остановка в уголке природы: возле растений

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)

Вторая остановка около мойки в подсобном помещении.

Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду. Полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают маленькую капельку.)

Третья остановка в туалетной комнате.

Вода нужна чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают маленькую капельку.)

Четвёртая остановка у стола, на котором стоит чайник с водой.

Вода нужна чтобы мы могли её пить. (Приклеивают маленькую капельку.)

Пятая остановка в игровом уголке.

Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают маленькую капельку.)

Повторим еще раз какие превращения могут происходить с водой и разгадаем загадки

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь.)

Две веселые сестрички

Дружно за руки взялись,

Закружились, словно птички,

Полетели мило вниз.

На сугроб они упали,

Покрывалом снежным стали. (Снежинка)

Прозрачен,как стекло,

Но не вставишь в окно. (Лед.)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю,

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)

Капельки- росинки

В круглой чашечке цветка,

Словно капли- невидимки,

Улетели в облака. (Пар)

3 часть Итог занятия :

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?

Психотерапия.

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете сестричек - капелек. Я дарю вам на память волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой, если вам понравилось быть учёными путешествовать и делать опыты в лаборатории вы выбирайте весёлую капельку, если нет то грустную. Я вижу, что вам всем понравилось и вы мне тоже очень нравились.

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Публикации по теме:

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Знакомство с овалом" с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Презентация к НОД «Поход в весенний лес» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию к НОД "Поход в весенний лес"(итоговое занятие с детьми старшей группы). Цель:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие капельки»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 14:52
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...