Получи документы

Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения.

Наталья Чуракова
Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения.

Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения.

Технология опыта.

Считаю, что повышения качества музыкального образования возможно достичь, обозначив этапы деятельности:

- начальный этап включает в себя поиск методического материала, рассматривались варианты его применения;

- основной этап заключается в реализации разработанных материалов в процессе обучения на музыкальных занятиях;

Публикация «Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения,» размещена в разделах

- диагностический: эффективность используемых приемов была отслежена с помощью диагностирования;

- аналитический: путем сопоставления с результатами полученными до использования новой системы работы.

Содержанием второго этапа являются музыкальные занятия, которые я провожу по принципу: игровые по форме и музыкальные по содержанию.

1 Наглядные пособия для развития музыкально-сенсорных способностей и основ музыкальной грамоты.

Дети на занятиях, играя, учатся. Использую множество разнообразных музыкально-дидактических игр, изготовленных своими руками, для формирования у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, помогающих разобраться в соотношении звуков по высоте, развитию чувства ритма, тембрового и динамического слуха.

Дети с удовольствием самостоятельно играют в такие игры, как «На чем играю?», «Где мои детки?», «Угадай-ка», «Определи по ритму», «Воздушные шары», «Светофор» и другие. (Приложение 1).

Сделала интересное пособие для Д. И. «Весело-грустно» в виде оригами – многоликой маски для условно- образного моделирования. На первом занятии дети знакомятся с этим пособием, на следующих занятиях они уже самостоятельно и быстро находят нужное настроение в маске. В младшей и средней группе использую маску с двумя настроениями; в старших группах оформила маску на одной модели три разных настроения: весело-спокойно-грустно. На второй модели - передающие другие настроения: сердитое, обида, удивление. (Приложение 2).

2 «Элементарное музицирование», основанное на принципах К. Орфа, в развитии детского творчества.

Со старшей группы использую заинтересовавший меня материал из нового пособия «Музыка» Л. Н. Алексеевой, который побуждает меня, как педагога, к творческому подходу – дополнять, разрабатывать, придумывать новые темы для занятий, которые помогают детям творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих и разнообразных звуков.

Во время проведения занятий я поощряю любые самостоятельные игры детей со звуками : деревянными, стеклянными, шуршащими, металлическими и др. Все это очень помогает в развитии фантазии, творчества у детей. Каждый ребенок разный и по-своему выражает свои эмоции в звуках. Добиваюсь на таких занятиях того, чтобы каждый извлеченный звук был осмыслен, эмоционально окрашен. Учу детей звуками «говорить», что-то «рассказывать», а не просто «стучать» по инструменту.

Так, при знакомстве со стеклянными звуками на занятие приношу из детских музыкальных инструментов – треугольник, металлические палочки, колокольчики, а из пособий – стеклянные стаканы, хрустальные бокалы на ножках, стеклянные баночки и бутылочки разных по величине и другие предметы из стекла.

Ставлю перед собой цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, научить детей давать качественные определения, составлять музыкальные композиции, используя предметы из стекла и музыкальные инструменты, пользоваться тихой динамикой (пиано, пианиссимо, соотносить звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение.

Сначала предлагаю детям, закрыв глаза, вслушаться в красивые, волшебные звуки, издаваемые стеклянными предметами.

Затем рассказываю историю о том, как в стеклянном королевстве живут изнеженные, хрупкие и капризные звуки, с ними нужно быть очень осторожными. Если тихонько стукнуть стаканы друг о друга, то они «заговорят», и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла. Далее знакомлю с «королевской особой» - хрустальным звуком.

После знакомства со звуками, предлагаю детям самим извлечь стеклянные звуки, придумывая различные варианты звучания, составляя музыкальные композиции.

И в заключительной части таких занятий дети играют ансамблем, соединяя звучание предметов и музыкальных инструментов под сопровождение классической музыки мировой и отечественной культуры.

В случае со стеклянными звуками звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Танец Феи Драже». Все дети справляются с такими заданиями, кто-то быстро и уверенно, кто-то осторожно и неумело, но с большим желанием и интересом, проявляя свое творчество. Так, неуверенные в себе дети на занятиях раскрепощаются, принимают активное участие в музицировании. (Приложение 3).

В каждом таком занятии имеет место импровизации как детей, так и педагога, т. к. занятие строится на общении с детьми – сообща рождаются новые способы, приемы, варианты извлечения звуков, вместе сочиняем. Поэтому такие занятия заинтересовывают детей, любимы ими, вызывают желание сочинять, придумывать, творить вне занятий: в группе и дома.

Использую элементы занятий, упражнения по этой методике, начиная с элементарного музицирования, которые основаны на аккомпанементе «звучащих жестов» - то есть игрой звуками своего тела: хлопками, шлепками по бедрам, притопами, щелчками пальцев. Эти «инструменты» даны человеку природой, и идея их использована у неевропейских народов.

Таким образом, я использую речевые игры собственной разработки и из опыта других педагогов музыки («Часики», «Имена», «Мышки», «Рева», «Тутти-фрутти» и др.) (Приложение 4). В таких играх дети учатся, пропевая слова песенок, отмечать паузы звуком «Ч», выполнять «звучащие жесты» в ритм песни, в зависимости от длительности звука. Эти упражнения помогают детям усвоить понятие ритма, метра в музыке, длительности звуков. Обычно не всё сразу получается, но после 2-3 занятий этими упражнениями в медленном темпе, дети внимательней слушают ритм музыки и координируют свои движения, в зависимости от длительности звука.

Постепенно, освоив игры в сочетании речи и жестов, усложняю задачу – ввожу в такие игры музыкальные инструменты. Например, в закличку «Солнышко-колоколнышко» кроме шлепков, хлопков и притопов, вошел шумовой инструмент - барабан; в звучании песенки «Шаловливые сосульки» появился треугольник и колокольчик…

Дети учатся слышать и слушать звуки природы, озвучивать и имитировать на музыкальных и различных предметах. Они с удовольствием импровизируют на инструментах, аккомпанируя музыкальному сопровождению.

Предварительно прослушиваем музыкальное произведение, поэтические строки или рассказ в прозе. Затем обсуждаем с детьми, какие инструменты могут украсить и заполнить звучание, текст. Далее предлагаю выбрать инструменты и сыграть ансамблем, сочиняя «звучащий аккомпанемент». Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала детям дается возможность легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, рассказа, понять образный музыкальный язык.

Пример «Поэтического музицирования» - под музыку Свиридова «Метель» дети сочиняли импровизацию «Зимний вечер»; озвучили стихотворение «Дед Мороз» И. Клоковой под музыкальный фон – отрывок из Концерта «Зима» (из цикла «Времена года») Вивальди.

Под музыку спокойного характера дети сами придумывают аккомпанемент на тексты в импровизациях «Весенние голоса», «Осень наступила», «Дождик в лесу», «Рассказ старого пня» и др.

Наряду с шумовыми инструментами и предметам использовала игры с водой – бульканье воды в стакане через соломинку, журчание воды из переливающихся емкостей. (Приложение 5).

Такое «поэтическое музицирование» для меня, как педагога - увлекательный, творческий процесс. Он дает возможность проявить свою фантазию и воображение, придумывая и составляя такие мини-рассказы, подбирая музыку к ним.

3 Развитие певческих навыков

12 год я веду студию сольного пения в районном Центре культуры и досуга. Я считаю, что у педагога, который сам любит петь, и дети хорошо поют. Потому, как голос – красивейший инструмент, а главное, развитие певческих навыков и певческого голоса оказывает на детей всестороннее развитие.

Для этого я использую приёмы :

• подсказка – напоминание правил правильной посадки.

Прежде чем приступить к пению, обращаю внимание на правильную посадку детей : руки вдоль туловища, дышать животом. Перед пением пропеваю правила правильной посадки (песня Л. Абеляна «Петь приятно и удобно») (Приложение 6). На такой прием дети реагируют лучше, чем на словесное замечание.

• слушание песен «а капелла», исполнение их 6ез музыкального сопровождения.

Таким образом, дети учатся подражать звучанию голоса педагога, подстраиваться к нему. Так ребенку легче научиться пению в унисон. Детский голос очень слабый, крепнет медленно – к 8-9 годам. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, так как голос быстро устает и перестает слушаться. Этот вид деятельности требует бережного отношения. Для реализации задач бережного развития голоса, обогащение его естественного тембра, обучения его эстетически-красивому вокалу, я использую элементы из методики музыкально-певческого воспитания детей.

• тактированные и ладо - вокальные жесты, развивающие

метроритмическое чувство. Ввела этот прием с младшей группы, сначала со слушания песни, а затем при ее исполнении. То есть, дети по показу взрослого, а потом самостоятельно дирижируют – выполняют взмахи руками в ритм песни, исполняя ее. Это дает телу раскрепощение, эмоциональное разнообразие, внутреннюю свободу, учит координации.

прием распределения дыхания дети усваивают к средней группе в упражнении «Ладошка» - ребенок держит перед собой кулачок, разгибает один пальчик и дует на него, разгибает второй пальчик и дует на два пальчика по очереди одним выдохом, и так все пять пальчиков. То есть, ребенок учится распределять дыхание – выдох на пять равных частей, тренируя дыхательные мышцы гортани.

С подготовительной группы осваиваем упражнения по дыхательной гимнастке Стрельниковой (известного педагога по вокалу)«Ладошки», «Насос» и др. Эти упражнения укрепляют диафрагму, мышцы гортани и носоглотки.

• приём для разогрева голосовых связок - упражнение «Цапля».

В старшей группе дети с удовольствием «превращаются» в цапель. «Ходят по болоту» - выполняют шаги, высоко поднимая колени; останавливаются; начинают «искать лягушку» - выразительно поворачивают голову с кивком то вправо, то влево; «находят лягушку» - кивок головой вперед; «проглатывают ее» - переглотнули и погладили свое горлышко.

• артикуляционная гимнастика.

Для развития артикуляции, дикции, качественного звукоизвлечения выполняем с детьми фонопедические упражнения.

Чтобы качественно проходило обучение вокальным навыкам, обращаю внимание на раскрепощение подбородка. «Проверка» осуществляется при открывании рта приложенными к щекам пальчиками. Так, чтобы ощутить ямочку между верхней и нежней челюстью, при этом звучит гласный звук «У». Пение начинаю на высоте «ДО», «РЕ» первой октавы. С помощью этого приема дети учатся петь звуки короткие и длинные, тихие и более сильные (но не громкие) – формируется основа певческого дыхания.

Во всех группах применяю упражнение «Приключение язычка», упрощая или усложняя задания в зависимости от возраста детей.

В младшей группе использую такие фонопедические упражнения: «Песенка пони», «Песенка кота», «Песня крокодила», «Колыбельная». Детям средней группы предлагаю упражнения «Машина», «Самолет», «Лошадка», «Поезд». В старшей группе – «У кого что внутри?», «Вежливые слова», в подготовительной группе – «Весенние голоса», «Сказка про ветерок». (Приложения 7, 8)

Очень нравится детям упражнение «Рыбки» (на артикуляцию и внимание). По показу закрывающейся ладошки все дети становятся «рыбками» и поют, выразительно открывая рот, без звука.

Музыкально-дидактические игры использую не только в качестве пособий по обучению музыке, но и в процессе пения. Они помогают учить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Детям нравится использование пособия для упражнения «Радио» (на внимание, артикуляцию, на развитие метрического слуха). На карточке с одной стороны птичка поет – при ее показе все дети поют вслух; на другой стороне карточки птичка молчит – при ее показе дети поют мысленно до тех пор, пока не будет показана поющая птичка. Дети с радостью подключаются к этой игре.

звукообразование.

Для качественного звукоизвлечения ввожу упражнение, при котором работает головной резонатор: нужно закрытым ртом, не смыкая зубы, издавать звук так, чтобы «щечки звенели».

Для фиксации качественных характеристик звука использую схематические карточки. Показываю перед исполнением песни ту или иную карточку – дети понимают, как нужно петь. Например, на карточке схематически изображен колокольчик – петь звонко, как колокольчик.

С первой младшей группы учу малышей петь протяжно, напевно, начиная с песен «Кошка», «Зайчик», «Корова». Например, в песне «Зайчик» дети протяжно поют в слове «за-айка» первый слог, а в песне «Кошка», «Корова» - последний слог «мяу-у-у», «му-у-у».

Протяжность в пении зависит от гласных звуков в словах песни. Это характерно для народных песен. Поэтому с первой младшей группы обязательно ввожу в репертуар русские народные колыбельные.

Почти весь детский фольклор разных стран пентатоничен. Можно сказать, что пентатоника (неполный звукоряд) – детский лад. Дети прекрасно чувствуют себя в нем (в отличие от взрослых, это заложено самой природой. Поэтому необходимо подстраиваться к особенностям формирования музыкального мышления детей. Помощь в этом оказывает русский народный фольклор. Дети учатся протяжному пению, с хорошей дикцией поют русские народные потешки, прибаутки, заклички, благодаря интересному содержанию, обилию гласных, простому ритмическому рисунку.

Кроме этого, у детей формируется художественный вкус, обогащается речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими образами – «зимушка-зима», «травушка-муравушка», «рассыплюся яблонькой», «Ванечка-дружок» и др., они узнают незнакомые слова, которые звучат для них непривычно (коромысел, сенечки, серпы, жнеи).

Дети с удовольствием поют русские народные песни, проявляя живой интерес к содержанию, быстро запоминая текст. В дальнейшем мы эти песни инсценируем. (Приложение 9).

• песенная импровизация.

Её использование в работе очень перспективно в воспитании и творческом подходе к музыке. При ее применении ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой.

Развивая песенное творчество, соблюдаю определенную последовательность. Сначала каждое занятие (во всех возрастных группах) начинаю с музыкального приветствия – дети пропевают ответ. Затем предлагаю спеть свое имя. Этот прием хорошо себя зарекомендовал, так как уже несет в себе элемент творчества. Я пою свое имя и отчество и нараспев спрашиваю ребенка: «Как тебя зовут?». Естественно, называя себя, ребенок не может повторить мою мелодию (по ритму не совпадает со своим именем). Поэтому он придумывает мелодию своего имени самостоятельно. Такие задания я провожу в виде игры: дети располагаются по кругу, присев; я встаю в центр круга и рукой-стрелочкой показываю на ребенка, задавая вопрос; ребенок встает в полный рост и отвечает, пропевая мелодию своего имени.

Этот прием песенной импровизации можно использовать, задавая любые другие вопросы, упрощая или усложняя задания. В каждой группе есть несмелые, застенчивые дети, а при такой игре они раскрепощаются. Напевают не сложную, пусть всего из двух-трех звуков, но свою мелодию.

Далее включаю игру «Эхо», в которой дети хором на «пиано» повторяют ответ одного ребенка с интонационной точностью. Провожу певческую перекличку по парам: один ребенок, обращаясь к другому, поет: «Ау, где ты?», тот отвечает, пропевая: «Я здесь».

С младшей группы для развития детской импровизации ввожу мини-рассказы. Например: «Настало утро, пропел петушок…Стало слышно, как пастух заиграл на рожке…Коровы начали собираться в стадо и мычать…». В средней группе посложней: «Пришли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться…В лесу услышали пение кукушки…и стук дятла… Закапал дождик…А потом тучки ушли и запел соловей…». В старшей и подготовительной группах рассказы более объемные, усложненные.

Так как дети недостаточно ощущают тонику того или иного произведения, упражняю их в умении слушать устойчивые звуки лада. Предлагаю детям закончить знакомую мелодию. Затем, усложняя задание, предлагаю закончить песню небольшой фразой, используя вопросно-ответную форму. Например, я пою: «Гуси, гуси, где ваш дом?», а ребенок придумывает мелодию ответа на слова: «Возле речки за мостом» так, чтобы мелодия пришла в тонику. В обучении пению слежу за качеством интонирования. Для этого выбираю песни удобные по диапазону, тесситуре и дыханию для каждой возрастной группы. (Приложение10)

• пение с подгруппами и по одному.

Для чистоты интонации использую пение без музыкального сопровождения, а под свое исполнение или исполнение хорошо поющего ребенка. Когда дети осознают свое исполнение, тогда и чистота интонации улучшается. Особое внимание уделяю нечисто поющим детям. Усаживаю их ближе к себе, окружая их детьми с хорошим музыкальным слухом. В таком случае они лучше слышат мое исполнение и правильное пение хорошо поющих детей сзади. Отмечаю и поощряю каждое незначительное достижение неправильно поющих детей.

• дирижирование.

Чтобы достичь хороших результатов в стройном и слитном пении, в том случае если песня исполняется без музыкального сопровождения или под фонограмму, применяю прием указывая на музыкальные нюансы (динамику, темп, высоту звука и т. д.)

4 Детское творчество в пластике движений.

Музыка передает субъективные состояния, эмоции, вызывая процесс творчества и созидания, поэтому на своих занятиях учу детей слушать, видеть, ощущать, ведь это комплексно-соединенные компоненты, которые сопровождают все внутренние процессы восприятия ребенка.

Дети, в отличие от взрослых, более открыто познают мир телом, мыслью и сердцем. Для реализации этой задачи предлагаю детям оказаться в необычной ситуации (например, в лесу или в сказке, или попадаем в музыку) – это все создает почву для фантазии (Приложение 11).

Я считаю, что самый главный талант у ребенка – это его непосредственность и выразительность, яркость воображения и самобытность. Вот эти качества я и стараюсь развивать на музыкальных занятиях и развлечениях, но так, чтобы ребенок не чувствовал, что его учат, а был всецело занят и увлечен игрой, сказкой. И, конечно же, дети заслуженно принимают поощрения.

Ставлю перед собой задачу – при использовании упражнений на развитие детского творчества и театрализации научить детей верить в себя. Стараюсь раскрыть возможности и способности каждого ребенка, создавая творческую атмосферу. Дети чувствуют себя свободно, раскрепощено, проявляют свои способности, придумывая, сочиняя, импровизируя.

На музыкальных занятиях в разные виды деятельности включаю моменты, позволяющие расширять представление детей об окружающем мире, таким образом, у них появляется познавательный интерес и любознательность.

При выполнении определенных упражнений дети тренируют мимику, открывают для себя характерные персонажам жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. Творческое начало в каждом ребенке помогает развивать наше совместное сотворчество, взаимодействие (. у меня вот такой зайчик, а у тебя какой, дети с удовольствием импровизируют под музыку, придумывая свои движения.

Театрализация способствует развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния, способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Учимся обыгрывать не только сказочные сюжеты, шуточные диалоги, но и литературные произведения, стихи и песни. Дети учатся сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. В результате видна и воспитательная роль театрализаций – дети учатся доброте, чуткости, честности, смелости, формируется понятие добра и зла. Это позволяет им справляться с проблемами в соответствии с эмоционально-личностными особенностями: робкие дети становятся более смелыми, решительными, а застенчивые преодолевают неуверенность в себе.

Считаю своим педагогическим кредо – поддерживать интерес детей к самовыражению, творчеству, сочинительству, я стараюсь в своей работе это воплощать.

Все перечисленные ранее приемы используются мной в театрализации в виде постановок, сочетающие разные музыкальные жанры.

Постановки авторские, их придумывание – процесс творческий, интересный, который мне нравится в той же степени, что и их воплощение. С успехом демонстрируем такие мини-спектакли на районных литературно-художественных конкурсах, проводимых Домом детского творчества. Это водевиль «Муха-Цокотуха», где дети поют, танцуют, вживаются в роль, что требует навыков театрального мастерства). В постановочном номере «Веселая компания», помимо пения и танцевальных движений, дети показывают умение владения художественным словом. А в театральных постановках по авторам П. П. Бажова, Д. Родари, Э. Н. Успенского, Н. Носова, В. Драгунского и других - владеют навыками хореографии, актерского мастерства. (Приложение 12

Публикации по теме:

Повышение качества образовательного процесса при использовании полимедийного оборудования как средства коррекции речи Повышение профессиональной компетентности педагогов участвующих в проекте. Работа Центра «Мотивация к познанию и речевому развитию» внедрение.

Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятияхИспользование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях Широко известен факт, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том.

Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ».

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии. Дети с различными речевыми нарушениями отличаются.

Повышение эффективности и качества логопедической работы Речь не является врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от целого ряда причин. К сожалению,.

Проектная деятельность детей и педагогов как источник развития образовательной организации и повышения качества образования Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы)Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы) Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ – технологии. (из опыта работы воспитателя I – категории Лесниковой.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования (из опыта работы) Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения.
Опубликовано: 11 мая 2016 в 15:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД