Получи документы

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии

екатерина дергачева
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии

Опытно-экспериментальная работа по проблеме : «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной и индивидуальной вариативности развития детей».

Тема: ОЭР: «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии».

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» размещена в разделах

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания :

• Сенсорное (перцептивное)

• Интеллектуальное (мыслительное)

• Моторное (двигательное)

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

- 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

Расширяется объем внимания

Возрастает устойчивость внимания

Формируется произвольное внимание.

Следовательно, целесообразно подобрать и модифицировать методики, коррекционно-развивающих упражнений способствующих повышению уровней развития определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста (объем, устойчивость, произвольное внимание).

Методики, используемые при диагностики свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе применялись методики:

1. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.

2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

3. Шкловский В. М. Обучающе - диагностическая система для исследования ВПФ детей. М., 2006.

Нормативы:

- высокий уровень – задание выполнено правильно (10-8 баллов);

- средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке (4-7 баллов);

- низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции (0-3 балла).

1. Найди и вычеркни.

Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты.

Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (лист 1, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество изображенных предметов, просмотренных за все время работы; количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).

2. Запомни и расставь точки.

Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры:

время выполнения; количество правильно воспроизведенных точек.

Объем внимания оценивается по 10-бальной системе:

3. Диагностика особенностей внимания.

Цель методики: определение эффективности внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: односюжетные картинки (лист 3, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.

Оценка уровня развития произвольного внимания :

• 4. Цель: выявления уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1 –м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов – рыбка. Воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6). В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом». – Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». – Второй этап.

«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурках карточки и мух, и гусениц». – Третий этап.

Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:

- отвлекался от работы или нет;

- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;

- часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;

- пытался ли проверять себя; если да, то как.

Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).

Обработка результатов:

Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6-7 лет, необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:

= (1 + 2 + 3) : 3,

где - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;

1 – время заполнения карточки 4, 2 и 3 – соответственно карточек 5 и 6.

Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:

= (1+2+3) : 3,

где - среднее арифметическое количества ошибок;

1, 2, 3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.

Нормативы:

• 5. Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти («Треугольники»).

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по – своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги. Протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

6. Корректурная проба.

Цель: диагностика распределения и переключения внимания.

Описание: ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы (лист 8). Например: елочку – поперечной чертой, мяч – вертикальной, а звездочку – крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут).

Оборудование: различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные и др. ; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

Инструкция: «В каждой строчке зачеркивай карандашом, изображенные предметы по образцу».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

По результатам диагностики заполняется протокол для фиксации параметров на каждого ребенка.

Дефектолог подбирает специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-дефектолог:

Дергачева Е. А.

Публикации по теме:

Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

Конспект занятия на развитие внимания и зрительно-моторной координации с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на развитие внимания и зрительно – моторной координации. Занятие проходит с подгруппой.

Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возрастаКоррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста При правильных условиях воспитания, дети достаточно хорошо усваивают основные звуки родного языка. В силу физиологических особенностей или.

Коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Многочисленными исследованиями установлено, что первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов.

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается.

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии. Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 16:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД