Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с татарским бытом

Эльвера Гарипова
Конспект занятия по ознакомлению с татарским бытом

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников; формировать интерес познания о прошлом; обогащать словарный запас детей; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к экспонатам мини-музея.

Задачи:

- закрепить у детей представления о музеях,

-продолжать формировать и углублять интерес к истории, культуре, людям родного края;

- развивать монологическую речь, воспитывать бережное отношение к культурному наследию;

- формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с татарским бытом» размещена в разделах

Ход занятия:

-Ребята, как называется наше село в котором мы живем?

- Кто живет в нашем селе (люди) Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, национальностью, языком).

- Да, в нашем селе живут люди разных народов. Вы знаете какие? (русские, татары, башкиры). В основном в нашем селе живут татары. Они говорят на татарском языке.

- А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много – много лет тому назад. А как можно узнать обо всем этом?

Дети: Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть фильмы, спросить бабушек и дедушек об их жизни, посмотреть в интернете, сходить в музей.

- Можно еще сходить в музей. А что такой музей?

Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.

- Какие музеи вы знаете?

(Музеи игрушек, часов, книг, посуды, картин и т. д.)

- А можно сделать в группе мини музей. Вот у нас есть мини музей татарской культуры.

Здесь хранятся предметы, вещи, посуда, которыми пользовались татары давно – давно.

- Раньше татары жили в юртах. Внутри юрты стены богато развешаны полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами. Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным? (Ответы детей) Наши аби и бабайлар всегда старались украсить свои жилища, поэтому в доме было красиво и празднично.

- Посмотрите на полотенца, салфетки. Какие чудесные узоры на них вышиты. Как они называются? (Татарские национальные узоры.) Из чего они состоят? (Из цветов, листьев.)

- Перед вами татарский национальный костюм. Посмотрите на девушку, в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак). Это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак).

Это платье (кулмэк). Поверх платья одевали жилет – камзол и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?

- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.

- Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали различным орнаментом, вышивали различные узоры. А на голове носили …

- Ребята, вы знаете, что это такое? (Показывает тюбетейку). Хорошо, я вам расскажу. А вы внимательно слушайте.

Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Тп – тп-тбтй,

Тбте укалы.

Чиккн матур тбте

Мен кемд тукталды.

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание).

- С тюбетейкой есть еще одна татарская народная игра «Тимербай». Дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая по считалке:

Ипи, тоз, матур кыз

Карга, чыпчик

Син кал, бу чык!

Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

- Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА. Ели из деревянных ложек, украшенных татарскими узорами. А вот это посуда называется горшок. Клали туда картошку, мясо и варили в печке.

А давайте поиграем в татарскую игру «Битье горшка».

Правило игры. Дети становятся в круг, или в одну линию. В центр ставятся горшок. Платком связывается глаза, и он должен по прямой линии дойти до горшка и с помощью палки разбить горшок. Таким образом, игра продолжается. Игра продолжается под музыку.

- А вечерами всей семьей собирались за столом и играли такую татарскую игру :

Без-без, без идек.

Без-без, без идек,

Без унике кыз идек;

Базга тштек бал каптык, Келтк кердек май каптык;

Кап та коп,

Авызыны йом!

(После последнего слова дети закрывали ладонями свой рот и сидели молча, кто засмеется, тому наказание в виде исполнения песен, чтения стихов и т. д.)

- А сейчас я вам раздам раскраски и будем закрашивать татарский цветочно- растительный узор.

Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте.

- Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Татарский народный орнамент» в нашей группе. А вечером, пожалуйста, расскажите своим родителям, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии.

Публикации по теме:

Мини-музей для ознакомления детей с бытом и фольклором «Крестьянская изба»Мини-музей для ознакомления детей с бытом и фольклором «Крестьянская изба» Гордость нашего садика-музей. Чего в нём только нет. Русская печь,утюги,умывальник, расписная посуда,чугунки, маслобойка, этажерка,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку» Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба. Образовательные задачи: -Дать детям понятие, что хлеб является.

«Ах, самовар, ах, самовар!» Знакомство детей с русскими традициями, бытом«Ах, самовар, ах, самовар!» Знакомство детей с русскими традициями, бытом Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное.

Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном.

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят» Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»Задачи:Образовательные:Развивать потребность в самостоятельном.

Конспект занятия по ознакомлению с профессией повара КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРОФЕССИЕЙ ПОВАРА. ТЕМА «У НАС В ГОСТЯХ - ПОВАР» Тема «У нас в гостях – повар». Программное содержание:.

Конспект занятия по ознакомлению с ЧХЛ С. Маршак «12 месяцев» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Символы России» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Символы России» (с использованием ИКТ) Возраст: старшая группа Цель – познакомить детей с.

Театр «Любо» знакомит дошкольников с бытом и традициями Донского края.Театр «Любо» знакомит дошкольников с бытом и традициями Донского края. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Любовь к малой Родине, историческим традициям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с татарским бытом
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 18:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД