Папки-передвижки

Проект «Моя родословная»

Серина Хасанова
Проект «Моя родословная»

Тема педагогического проекта «Моя родословная».

Описание проекта.

Актуальность темы:

Неуважение к своим предкам есть первый

признак дикости и безнравственности.

А. С. Пушкин

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. В том, что знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого - девятого колена. История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.

Публикация «Проект „Моя родословная“» размещена в разделах

Термин «родословие» использовался в России с IX в. и до начала XX в. ; современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная».

К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Поэтому одной из важнейших задач считаю формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Тип проекта : информационный, открытый, коллективный, среднесрочный.

Участники проекта : воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей.

Замысел проекта : Если работа по ознакомлению с родословной будет проводиться в системе, и детям будет прививаться интерес к семье, ее истории, традициям и обычаям, то это будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности и патриотизма.

Цель проекта : Познакомить детей со своей родословной.

Задачи проекта :

1. Обобщать и расширять знания детей о семье.

2. Формировать представления детей о родственных отношениях, родословной, семейных традициях и обычаях.

3. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи.

4. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, инициативность в поиске ответов на поставленные вопросы, развивать творческие способности, познавательную активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.

5. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Формировать умение рассказывать (по плану и образцу) о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера.

6. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности, обогатить их педагогическими знаниями, сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса, создать радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

7. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по теме.

Длительность проекта : 2 недели.

Возраст детей: 5-6 лет.

Обеспечение проекта :

материально-техническое:

-аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор,

-материалы для продуктивной и игровой деятельности;

учебно-методическое:

-детская художественная литература,

-дидактические игры,

-произведения изобразительного искусства,

-музыкальные произведения,

-конспекты бесед, сценарии развлечений,

-методическая литература,

-мультимедийные презентации.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформированы интегративные качества:

- проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности;

- делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье;

- имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях.

2. Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.

3. Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

4. Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта :

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель читаем детям стихотворение Я. Акима «Моя родня» :

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Также воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям, размещенным в художественной галерее: А. Ван Дейк «Семейный портрет»; И. Хомутова «Семья»; Ф. Кащеев «Утро. Семья».

Воспитатель предлагает детям рассказать, о чем говорится в стихотворении, кто изображен на картинах? Спрашивает детей, как они думают, что такое семья? Предлагает рассказать о членах своей семьи, назвать родственные отношения, имена и отчества своих родных, рассказать о семейных традициях и обычаях.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Оказалось, что многие дети испытывают затруднения в объяснении родства, не знают своих прабабушек, прадедушек, историю своей семьи, семейные традиции и обычаи. Воспитатель с детьми принимают решение узнать об этом у своих родителей, из различных источников информации.

3. Работа над проектом.

Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие по изучению своей родословной и разрабатывают его маршрут:

- Уточнить знания о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

-Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, в какой детский сад и школу они ходили, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются, их заслуги, награды, увлечения).

- Узнать о происхождении своего имени, фамилии.

- Познакомиться с историей семьи, родословной.

- Познакомиться с семейными традициями и обычаями, семейными реликвиями.

4. Подготовка презентации.

Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации красочный альбом «Моя родословная», в котором размещают свои рисунки, рассказы, стихотворения о семье, изображения генеалогического древа, флага и герба семьи, семейные фотографии пр.

Перспективный план по реализации проекта.

Образовательная область Формы и методы работы с детьми

Познание Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Папа может все, что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?», «Воспитание уважения к людям старшего поколения», «Бабушку свою очень я люблю!»;

Ситуативный разговор: «Моя семья», «Сколько я в слове «семья»?», «Ветви и корни», «В гости к бабушке», «Права и обязанности в семье», «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождения членов семьи»;

Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона) : «Мой дом», «Красивая мебель в моем доме», «Дачный домик»;

Мастерская по изготовлению генеалогического древа «Моя родословная»;

Плоскостное моделирование: составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Коммуникация Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Лето на даче», «Семейное путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)», «Здравствуй, мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот», «Мой любимый папочка», «Летний отдых нашей семьи», «У меня братишка (сестренка) есть», «Наша дружная семья», «Мои домашние питомцы»;

Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Семья»;

Беседы по картинам: И. Репина «Стрекоза», О. Ренуара «Мадам Шарпантье со своими детьми», А. Ван Дейка «Семейный портрет», Я. Колокольникова-Воронина «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестного художника «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутовой «Семья», В. Перова «Рыбная ловля», Ф. Кащеева «Башкирский кумыс», «Утро. Семья», «У колыбели», «Письмо».

Чтение художественной литературой Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С. Баруздина «Мамина работа», Р. Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Н. Носова «И я помогаю», Э. Мошковской «Про бабушку», В. Осеевой «Сыновья», Т. Белозерова «Бабушка и внучка», Е. Благининой «Бабушка-забота», Л. Воронковой «Бабушкины дела»;

Чтение и заучивание стихотворений: Я. Акима «Моя родня», Т. Боковой «Папа», Т. Шорыгиной «Дедушка», Г. Гумерова «Буду, как мама», Е. Благининой «Посидим в тишине», Т. Давлетбердиной «Маме», Ф. Рахимкуловой «Дедушка», Д. Булгаковой «Спасибо, дедушка»;

Пересказ рассказов и сказок: В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная Шапочка», Т. Шорыгиной «Родные вещи»;

Чтение сказок: «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»;

Выборочное чтение произведений: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», И. Одоевского «Городок в табакерке», Л. Толстого «рассказы для маленьких»;

Заучивание русских и башкирских пословиц и поговорок о семье.

Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья (рождение брата или сестры)», «В гости к бабушке», «Моя мама врач (учитель, продавец и т. д.)», «Мебельный салон», «Одежда для дома», «Юрта», «Летнее путешествие»;

Дидактические игры: «Собери семью вместе», «Портрет», «Моя квартира», «Грязи нет и пыли нет!», «Разложи фото», «На кого я похож», «Как зовут?»;

Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеевой «Обычная старушка»; сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»;

Игры-эмпатии: «Письмо бабушке», «Вот какая бабушка!»;

Пальчиковые игры: «Семья»;

Театрализованные игры: драматизация сказки «Старая сказка на новый лад»;

Творческие проекты : «Дата рождения, знак зодиака», «Ласковые домашние имена», «Любимое домашнее занятие», «Что доставляет ребенку радость», «Любимые игры», «Отдыхаем всей семьей», «Как мы проводим свободное время».

Художественное творчество Аппликация: «Портрет мамы», выполнение поздравительных открыток к праздникам – Дню защитника Отечества, Дню 8 Марта, Дню пожилых людей;

Рисование: «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы», «Моя семья», «Здравствуй, это я!», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Герб и флаг моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи»;

Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа-спортсмен», «Бабушка и дедушка», «Семейный портрет»;

Изготовление сувениров для членов семьи, составление букетов, икебан, панно, коллажей из природного материала.

Музыка Слушание произведений П. Чайковского «Детский альбом»;

Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику: «Песенка о бабушке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Наша мама» (муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотсткой, «Песенка про бабушку» (муз. и сл. А. Абелян, «Дедушка» (муз. Ф. Рахимкуловой, сл. Д. Хасаншина, «Мама» (муз. А. Бакалова, сл. С. Вигдорова, «Бабушки» (сл. И. Шаферана, муз. Е. Птичкина, «Наша бабушка» (сл. В. Викторовой, муз. Е. Тиличеевой, «Песня о бабушке» (сл. и муз. Е. Шаламоновой, «Вальс для мамы» (сл. Г. Курбатовой, муз. О. Егоровой, «Мой папа» (сл. В. Гудимова, муз. О. Девочкиной, «Как папа» (сл. В. Суслова, муз. Л. Семенова, «Бабушка моя» (муз. и сл. Л. Куклиной, «Про бабушку» (муз. и сл. Л. Вахрушевой, «Песенка маме» (сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой, «Самая лучшая мама» (сл. В. Борисова, муз. С. Алексеевой, «Лучше папы друга нет» (сл. и муз. Т. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Мама» (сл. и муз. Т. Петровой, «Хорошо рядом с мамой» (сл. Т. Волгиной, муз. А Филиппенко)

Праздники: «День матери», «Праздник наречения именем – Исем биреу байрамы», «Праздник родословной – Шежере байрам», «Праздник мамы», «День защитника Отечества».

Физическая культура Межсемейные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья»

Формы работы с родителями

1. Семинар-практикум «Как составить свою родословную»;

2. Родительский университет «Отец – воспитатель»;

3. Родительское собрание «В каждом доме свои традиции»;

4. Семейные праздники «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я», «Вместе весело», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», «Игрушка моего детства»;

5. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр, праздников;

6. Конкурс пословиц и поговорок о семье и семейном воспитании;

7. Семейные проекты «Мое имя», «Генеалогическое древо семьи», «Моя родословная», «Герб семьи», «Семейный портрет», «Загляните в семейный альбом», «Что в имени тебе моем?»;

8. Оформление альбома «Моя родословная»;

9. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома»;

10. Выставка поделок детей и взрослых на темы: «Руками бабушек и дедушек», «Вместе с папой, вместе с мамой»;

11. Выставка коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья»;

12. Фотовыставка «Наша дружная семейка», «Как наша семья провела лето»;

13. Выпуск семейных газет «Самый счастливый день в семье»;

14. Семейные мини-спектакли.

Список используемой литературы.

1. Горшенине В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

2. Елжова Н. В. работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008-08-25 Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М. :Айрис-пресс, 2008.

5. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А.

Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.

7. Ривина Е. Родословная в детском саду : история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.

8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о реализации краткосрочного проекта «Моя родословная. Генеалогическое древо» в старшей группеФотоотчёт о реализации краткосрочного проекта «Моя родословная. Генеалогическое древо» в старшей группе Проблема. Большинство детей нашей группы почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедушках и.

Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группеКонспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Цель: Создать условие.

Проект «23 февраля»Проект «23 февраля» Краткосрочный проект для детей средней группы «Звездочка» «23 февраля - День защитника Отечества» Описание: Данный проект, рассчитан на.

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Моя родословная» во 2 классе Проект «Моя родословная» Ковалёва Милана Вадимовна учащаяся 2 класса МБОУ «Золотонивская СШ» Научный руководитель Пурклова Наталья Сергеевна.

Итоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группеИтоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группе Проект на тему «Моя семья. Моя родословная» в средней группе. Итоговое мероприятие. Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям,.

Проект «Сказки»Проект «Сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» Проект «Мои первые сказки» в 1 младшей группе Воспитатель:.

Работа над проектом «Родословная моей семьи»Работа над проектом «Родословная моей семьи» Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, здравствуйте! Сегодня в международный день семьи разрешите представить Вашему вниманию материал,.

Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося)Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося) Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя родословная»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 13:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД