Получи документы

«Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом мнемотехники». Занятие для детей старшей группы

Зинаида Макаренко
«Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом мнемотехники». Занятие для детей старшей группы

Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хваста» методом мнемотехники»

(занятие для детей старшей группы)

Автор-составитель: Макаренко З. А., воспитатель

Цель: учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения мнемотаблицы сказки по ходу её изложения.

Задачи:

Речевое развитие:

Публикация «„Пересказ сказки „Заяц-хваста“ методом мнемотехники“, Занятие для детей старшей группы» размещена в разделах

• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;

• подбирать карточки (мнемотаблица) по сюжету сказки;

• закрепить знания детей о гласных и согласных/ твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове;

• совершенствовать произношение звуков Л - ЛЬ в чисто говорках;

• упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением;

• закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным;

• расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.

Художественно-эстетическое развитие:

• закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности при создании книги при помощи мнемотаблицы.

Социально-коммуникативное развитие:

• Учить находить решение поставленной проблемы, формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации;

• формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы.

Предварительная работа.

Чтение сказки А. Н. Толстой «Заяц-хваста». Беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей сказки. Отгадывание загадок. Отгадывание слов по первым буквам в названии картинок.

Оборудование: цветы красного, синего и зеленого цвета, вырезанные из картона, мнемотаблица (разрезная, письмо, сундучок, книга-раскладушка.

Используемая литература:

Большева Т. И. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2001.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого «Заяц-хваста».

Содержание

Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно, но прежде чем мы его прочтём, вы попробуйте отгадать, от кого это письмо. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: он не является человеком.

Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать от кого письмо.

Дети: Это птица?

Воспитатель: Нет, это не птица.

Дети: Может это насекомое?

Воспитатель: Нет, это не насекомое

Дети: Может это какой-то зверек?

Воспитатель: Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про зайчика).

Загадка.

Длинные ушки,

Быстрые лапки.

Серый, но не мышка

Кто это? …

(Зайчишка)

Читаем письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! У меня случилась беда. Злой волк украл мою любимую книгу и спрятал её. Пожалуйста, помогите мне отыскать книгу. Очень жду».

Воспитатель: Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем зайчику отыскать книгу? (ответы детей)

«Чтобы найти книгу, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».

- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

Ля-ля-ля – вот моя земля;

Ли-ли-ли – мы козу пасли;

Лю-лю-лю – я вас всех люблю.

- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.

- Ребята смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.

- Куда нам ребята нужно идти? (прямо)

1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета?

Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

Воспитатель: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке (дети называют).

- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах (бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек, заяц, волк, дерево).

- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Д/и: «Скажи наоборот».

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

Узкая – широкая /юбка/

Длинное – короткое /платье/

Сильный – слабый /спортсмен/

Веселая – грустная /девочка/

Высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой ёлочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

- «Я помогу вам дальше пройти, если вы выполните моё задание».

Отгадай слово по первым буквам в названии картинок.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Давайте проведём физминутку.

Физминутка.

Дети: Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

4. Воспитатель: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.

- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Д/и: «Путаница»

Послушайте предложения, найдите в них ошибки и составьте правильно.

1. Вася хочет оцарапать кошку.

2. Заяц гонится за волком.

3. Малыш учит маму ходить.

4. Ослик едет на мальчике.

5. Школа спешит к Алёше.

6. На чашке стоит тумбочка.

7. Собака кормит хозяина.

8. Сено жуёт корову.

9. Мышка охотится на кота.

10. Стол стоит на тарелке.

- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, я думаю, уже недалеко находится книга.

5. – Ребята, посмотрите, какой огромный гриб. А за ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Д/и: «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик (какой) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик (что делает) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.

Настроение у зайчика (какое) - радостное, веселое, счастливое.

- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. А вот и книга! Хотите ее открыть? Тогда тихонечко садимся. Открываем? (открываем книгу, в которой нет страниц)

- Ребята, книга пустая. Кто-то вырвал все страницы. Что же делать? Как мы будем ее зайчику отдавать?

- Посмотрите на обложку книги. Про кого здесь была сказка? (Заяц-хваста)

- Ой, ребята здесь ещё конверт с картинками, они нам и помогут.

- Ребята, а мы с вами на прошлом занятии читали эту сказку. Давайте постараемся вспомнить при помощи картинок (мнемотаблица).

Почему зайца назвали хваста?

Где жил заяц?

Как ему жилось?

Зачем он забрался к крестьянину на гумно?

Перед кем хвастался заяц?

Как он хвастался?

Кому рассказали зайцы о хвастунишке?

Как ворона назвала зайца?

Что случилось потом с вороной?

Кто помог ей?

Что сказала ворона зайцу?

Молодцы, мы вспомнили, пересказали и собрали сказку.

- Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать, в этом нам помогут наши схемы. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сказку по схемам)

- Молодцы, ребята! Зайчик обрадуется нашей книге.

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?

- Кому мы сегодня помогали?

- Что больше всего вам понравилось?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- А какое показалось самым сложным?

- Зайчик тоже приготовил для вас сюрприз. (Вручение сладостей)

Публикации по теме:

Дидактическое пособие в форме игрового макета по сказке «Заяц-хваста» из синельной проволоки и бросового материалаДидактическое пособие в форме игрового макета по сказке «Заяц-хваста» из синельной проволоки и бросового материала Дидактическое пособие в форме игрового макета по сказке «Заяц-Хваста» из синельной проволоки с использованием бросового материала в год.

Инсценировка сказки «Лиса и заяц» с участием детей смешанной ранней группыИнсценировка сказки «Лиса и заяц» с участием детей смешанной ранней группы Жили- были зайчик и лисичка. У зайчика домик был деревянный, а у лисички- из снега. Наступила весна и у лиски домик растаял. Вот и напросилась.

Интегрированное занятие для детей старшей группы по мотивам сказки «Теремок» «Край наш Кубанский — сказочный дом» Звучит гимн Кубани «Ты Кубань, ты наша Родина» (аудиокассета с программой в исполнении Государственного академического кубанского казачьего.

Конспект НОД по рисованию «Заяц-Хваста» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по рисованию «Заяц-Хваста» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать умение создавать изображение по знакомой сказке. Задачи: -воспитывать любовь к русским народным сказкам; -развивать мышление,.

ООД по речевому развитию в старшей группе «Заяц хваста» Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Чтение русской народной сказки «Заяц хваста» с использованием ИКТ. Интеграция областей.

ООД Речевое развитие. Пересказ рассказа «Как заяц зимует» Пересказ с опорой на символические изображения Занятие Подготовительная к школе группа Цель. Продолжать учить пересказывать литературное.

Открытое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Заколдованные сказки»Открытое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Заколдованные сказки» Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Заколдованные сказки» Надежда Колесова Конспект.

Пересказ «Ёж и заяц» К. Д. Ушинского в средней группе с использованием графических символов Программные задачи: Обучающие:отвечать на вопросы; использовать речевые обороты для сравнения; образовывать уменьшительные прилагательные.

Сценарий оздоровительного досуга «Заяц-хваста» Спортивное развлечение «Заяц-хваста» (по мотивам русской народной сказки) Оборудование: фонограммы песни «Как прекрасен этот мир» (муз.

Занятие по рисованию гуашью методом тычка для детей старшей группы «В садах поспели яблоки» Занятие по рисованию гуашью методом тычка для детей старшей группы. «В садах поспели яблоки». Цель: Учить рисовать яблоки на ветке, закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом мнемотехники». Занятие для детей старшей группы
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 17:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД