МААМ-картинки

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей»

Коробейникова Светлана
Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей»

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. План рассчитан на 1 учебный год, и состоит из 3-х частей.

Публикация «Консультация „Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей“» размещена в разделах

Актуальность

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель:

1. Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Ожидаемые результаты:

- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

- сформировать представления о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план по самообразованию на 2018-2019год

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей : «Каждому возрасту свою сказку».

Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». [Литература

] Статья И. Ильин «Духовный мир сказки».

Работа с детьми:

- Чтение сказки «Колобок», просмотр иллюстраций.

-Рисование по сказке «Колобок».

-Консультация для родителей : «Сказка помогает говорить правильно»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Работа с детьми:

- Чтение и пересказ детям сказки : «Репка».

-Инсценировка сказки «Репка».

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Декабрь.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. [Литература] Статья: И. Рыпьева-Лангуева «Иное царство русских сказок».

Методические приё мы:

- Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

2. Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка». [Литература] Статья: «Волшебный мир сказок» Ачисова. Н. И

Работа с детьми:

-Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

-Показ настольного театра по сказке «Волк и козлята».

2. Стенгазета для родителей: «Почитай мне сказку».

Февраль.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». Сайт: www.editdtar.ru

Работа с детьми: Чтение сказки «Заюшкина избушка».

-Аппликация «Избушкаe для лисы»

2. Папка-передвижка для родителей «Как читать сказку детям»

Март.

1. Изучение статьи: «Влияние сказок на психику ребёнка». [Литература] «Сказкатерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей.» Гришина. И. И. Дальхеева. А. М

Работа сдетьми:

-Чтение сказки «Лиса и заяц».

-Драматизация сказки «Лиса и заяц».

2. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

Апрель.

1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Сайт: www.detsiychas.ru

Работа с детьми:

-Чтение детям и пересказ сказки : «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

-Игра «Два гуся».

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2. Буклет для родителей «У доброты есть лицо».

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки».

Публикации по теме:

Консультация «Проблема семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольников» «Проблема семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольников» В. В. Плющева, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Консультация «Роль сказки в развитии ребенка» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей.

Консультация для педагогов «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей» Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей Вопросы нравственного воспитания детей все острее встают перед нашим обществом в последнее.

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи»Консультация для родителей «Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи» Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи Важная роль в воспитании подрастающего поколения,.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,.

Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме "Роль сказок А. С. Пушкина в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста" Ковалева Елена Алексеевна.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Роль этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании детей в рамках кружка дополнительного образования «Баягине» В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 18:17
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД