Лучший педагог года

Конспект занятия «Приключения Капельки» (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)

Виктория Чебыкина
Конспект занятия «Приключения Капельки» (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)

Цель:

- совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

- уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

- обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества.

Форма проведения: занятие – эксперимент.

Публикация «Конспект занятия „Приключения Капельки“ (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)» размещена в разделах

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение стихотворения Н. Николаенко "Дождик-душ";

- чтение рассказа "Как люди речку обидели" Н. А. Рыжовой;

- чтение сказки "Путешествие Капельки";

- проведение отдельных опытов с водой (картотека "Опыты с водой");

- просмотр презентации на тему: "Почему воду нужно беречь";

- знакомство с круговоротом воды в природе.

Демонстрационный материал: цветик - семицветик, посылка, глобус, плакат "круговорот воды в природе", изображение солнца и тучки, аудиозапись с шумом дождя.

Раздаточный материал: оборудование и материалы для проведения опытов силуэты капелек для физкультминутки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас на полу какие-то мокрые следы, как вы думаете, кто к нам приходил? Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно! Что же здесь написано "Ты загадку отгадай, и посылку открывай!"

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Дети: это вода.

Воспитатель: правильно, посылка от волшебницы Воды, а в посылке записка "Здравствуйте, дети! Совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный цветок с волшебными лепестками. Он вам поможет, и я вас увижу и услышу". Дети, вам знаком такой цветок, как он называется?

Дети: да, это цветик - семицветик!

Воспитатель: чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать заветные слова (повторяют стихи).

Дети срывают лепесток.

Воспитатель:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Воспитатель: дети, что же это такое?

Дети: глобус.

Воспитатель: а что такое глобус?

Дети: глобус - это модель Земли.

Воспитатель: а как вы понимаете – "модель Земли"?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: а что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

Дети: можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.

Воспитатель: глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

Дети все показывают на глобусе.

Воспитатель: дети, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель: срываем следующий лепесток и оказываемся в лаборатории "Почемучка" у капельки (Приложение 1). А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Приступим к нашему исследованию.

Воспитатель: опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Дети: вода не имеет формы.

Воспитатель: правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, мы сделали вывод, что вода не имеет формы.

Воспитатель: опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: за стаканом с водой картинку видно, а за стаканом с молоком – нет. Вода прозрачная.

Воспитатель: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Срываем лепесток и оказываемся на полянке. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: отдохнули, ребята? Тогда срываем лепесток и возвращаемся обратно в лабораторию. Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Воспитатель: опыт 3. "Вода не имеет собственного запаха» (Приложение 2). Дети, давайте определим, есть ли у воды запах.

Дети: нет, вода не имеет запаха.

Воспитатель: давайте размешаем в воде мятные капли и травяной настой. И снова понюхаем воду. У воды появился запах?

Дети: да, вода пахнет мятой.

Воспитатель: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Воспитатель: опыт 4. "Вода – растворитель» (Приложение 3).

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.

Дети: вода стала сладкая, соленая, кислая.

Воспитатель: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети: они растворились.

Воспитатель: а теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Что же мы видим?

Дети: мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Воспитатель: делаем вывод, что не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель: ребята, пора отправляться дальше в наше путешествие с Капелькой. Срывайте лепесток (включаем музыку с записью дождя). Слышите, разве зимой бываем дождь, да это волшебница вода. Разговаривает с нами дождем. Вы уже, наверное, соскучились по дождю, вы его не только услышите, но и увидите. Опыт "Дождик" (Приложение 5).А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует?

Дети: в речке, в море, в озере. Вода может быть снегом, льдом и т. д.

Воспитатель: Вот по этому, воду и называют волшебницей. Она- то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.

Воспитатель: дети, совсем мы с вами промокли под дождем. Так хочется солнышка, срываем лепесток и отправляемся дальше.

Воспитатель: прилетели, стало так тепло и весело, чувствуете. Но куда же это вода делась, стала невидимой и легкой. Улетит, исчезнет, и останемся мы без воды. Так ли это? Объясните, почему вода в природе не исчезнет навсегда.

Дети: вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу.

Воспитатель: давайте поиграем, вы все будете капельками, дождинками и отправитесь в весёлое путешествие. Где же собираются капельки дождинки?

Дети: в тучке.

Воспитатель:

Физкультминутка: вот матушка-тучка (у детей в руках изображение капельки). Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. Но скучно им стало, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко (изображение солнышка). Стали капельки от солнечно луча маленькими- маленькими, лёгкими-лёгкими потянулись они вверх и опять вернулись к маме - тучке.

Воспитатель: а теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали? Как называются такие движения капелек воды по кругу?

Дети: круговорот воды в природе.

Воспитатель: ну вот и остался на нашем цветке один - единственный лепесток. Пора возвращаться домой! Дети, наша капелька загрустила. Давайте сделаем ей подарок. Мы с вами подарим ей книжку со сказкой, которую мы придумаем с вами о нашем путешествии.

Деятельность после занятия :

- оформление рисунков;

- составление совместно с детьми сказки;

- оформление книжки " Путешествие Капельки" (Приложение 6);

- распространение опыта и знаний для других детей и взрослых.

Библиография

1. Мадера А. Г., Пятикоп А. П. Опыты без взрывов. - М. : Карапуз, 2000.

2. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под ред. Прохоровой Л. Н. -М. : АРКТИ, 2005.

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Приключения Капельки» (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)
Опубликовано: 21 марта 2013 в 13:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД