Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками при помощи игр

Елена Лесникова
Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками при помощи игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Тема: Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры

и игровые упражнения.

Занимаемая должность: воспитатель

Стаж работы: 8 лет

Образование: высшее

п. Малиновский

2013 год

Содержание

1. Введение…3 стр.

2. Основная часть….6 стр.

3. Аналитические результаты опыта работы…7 стр.

4. Заключение…. 8стр.

5. Литература….9 стр.

6. Перечень разработанного материала….10 стр.

Введение

Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

С точки зрения психолога М. Л. Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение имеет большое значение для формирования психики человека как личности. Сфера общения - мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.

Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить, такую проблему, как неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт - знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.

Поэтому, считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

Д. В. Эльконин писал, что человек, относящийся к эпохе детства, это человек играющий. Для дошкольника игра - это ведущий вид деятельности. Слово «играть» применительно к ребенку с давних времен означало «жить» и «дружить».

Бедность и примитивность игры пагубно отражается на становлении личности, а также на коммуникативное развитие детей, потому что общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Изучив материалы и разработки ведущих педагогов и психологов таких, как М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Р. С. Немов, Л. Г. Арушанова, В. С. Волкова, Л. М. Щипицина, А. Г. Воронова о значении и особенностях общения определила тему самообразования: «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения».

Целью работы является создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей значительного уровня культуры общения, что будет являться основой для дальнейшего развития личности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.

3. Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.

Новизна темы: рационализация использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности педагога.

По результатам реализации системы работы является развитие у детей следующих интегративных качеств:

Интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

- Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

- Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

-Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

- Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду.

- В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуются «вежливыми» словами.

Интегративное качество: Овладевший необходимыми умениями и навыками»

- Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

-Договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Основная часть

Для организации работы по данной теме «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения» была подобрана и изучена методическая литература, на основе которой были разработаны:

- перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую, подготовительную группы - изготовила картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;

- для родителей и педагогов изготовила и провела наглядно – письменные и устные консультации;

- для воспитателей провела семинар – практикум по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;

- провела родительское собрание по теме: «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»;

- наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»

- картотека «Загадки о вежливых словах».

Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

В младшем возрасте брала более простые игры и упражнения, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».

Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись, игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.

На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.

Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения - это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».

Аналитические результаты опыта работы

Для определения уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста, использовала критерии педагога-психолога Верищагиной Натальи Валентиновны.

Анализ обследования показал, что уровень приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками за два года повысился на 39%.

Заключение

Анализируя, проведенную работу с детьми, сделала вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысилась потребность в общении друг с другом, появилось умение самостоятельно организовывать игру со сверстниками, распределять между собой роли и договариваться об игре. Дети соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, в повседневной жизни самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого, пользуются «вежливыми» словами.

В дальнейшем предполагаю продолжить работу по данной теме, планирую пополнить картотеку игр, разработать систему работы с родителями по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения.

Список литературы

1. Арушанова Л. Г. «речь и речевое общение детей». Москва. 1999.

2. О. В. Защиринская, Л. М. Шипицина “Азбука общения”: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство- Пресс», 2001.

3. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Учим детей общению. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. 1996.

4. Немов Р. С. «Психология» 1том. - Москва. 1995.

5. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Методические рекомендации. - Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

6. С. В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.

7. И. Н. Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М. ГИЦ Владос 2001г.

8. Ю. В. Филиппова. Общение от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.

Перечень разработанного материала

1. Перспективные планы вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа.

2. Картотека игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения.

3. Картотека мирилок.

4. Картотека загадок о вежливых словах.

5. Конспекты непосредственно- образовательной деятельности в области «Коммуникация», «Познание».

6. Консультации для педагогов: «Вежливые слова», Игры на развитие навыков общения», «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников».

7. Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Учим детей общаться», «Как научить вежливости».

8. Конспект родительского собрания: «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

9. Семинар- практикум для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приемы».

Публикации по теме:

Выставка детских игрушек. Роботы и куклы.Выставка детских игрушек. Роботы и куклы. Дети принесли свои игрушки из дома. Из них мы составили выставку. Она пользовалась большим успехом у детей. Такая выставка способствовала.

Знакомьтесь — «Малыш» (экскурсия по группе)Знакомьтесь — «Малыш» (экскурсия по группе) Экскурсия по группе "Малыш"Дорогие друзья!Приглашаю всех познакомиться с нашей группой! Центр художественного творчества (изо) направлен.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками при помощи игр
Опубликовано: 12 мая 2013 в 21:07
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...