МААМ-картинки

Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Татьяна Кочнева
Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социокультурного развития детей 2 категории

Проект

«Мир в ладошках»

г. Краснокаменск, 2012

Организация – разработчик проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социокультурного развития детей 2 категории

Публикация «Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Контактная информация

Адрес: 674673

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

6 м-н, 647

Руководители проекта :

Кочнева Татьяна Георгиевна – воспитатель логопедической группы

2 категории

Воронова Светлана Ильинична - учитель-логопед

Тема проекта : «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвающего вида».

Характеристика проекта

Проект является методическим, долгосрочным.

Срок выполнения проекта

Сентябрь 2012 г. – май 2014 г.

Проектная команда

Заведующий,

ЗЗВ и МР

музыкальный руководитель,

воспитатель по ИЗО деятельности,

воспитатель по физической культуре

учитель – логопед,

психолог,

воспитатели,

медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,

Участники

Воспитатели, специалисты,

медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,

дети с ОВЗ

родители воспитанников.

Краткая аннотация проекта

Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида», предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этогонеобходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.

В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.

Предполагаемым продуктом проекта станет система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проект выполнен в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и будет реализован с участием всех субъектов образовательного процесса МДОУ: детей, родителей, педагогов, администрации ДОУ, органов управления образованием.

Выгодоприобретатели проекта

Работа с одарёнными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих:

­ поиск одарённых детей посредством предоставления детям возможности участвовать в учрежденческом и муниципальном этапах конкурсных мероприятий (олимпиады, турниры, состязанья, конкурсы, смотры и др.);

­ сопровождение одарённых детей (интенсивные группы развития, дистанционные детские образовательные программы и проекты, обучение в дополнительных кружках и студиях по основным линиям развития ребёнка);

­ дальнейшее развитие во внутриучрежденческом и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий; в учреждениях дополнительного образования детей (школа искусств, спортивная школа, художественная школа и другие студии, кружки на школьном уровне).

Таким образом, данный проект необходим педагогам ДОУ, учителям, родителям, заинтересованным организациям дополнительного образования детей.

Актуальность, постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации.

Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Но ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Учёные и практики отмечают в настоящее время увеличение числа детей со сложной структурой дефектов, когда нарушение речевого или интеллектуального развития сопровождается отклонениями в развитии зрительного, опорно – двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникает в их двигательном, речевом, интеллектуальном развитии.

По определению Тупоногова Б. К. коррекция - это система специального обучения и воспитания детей с различными нарушениями. В то же время коррекция – понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии зрения, речи, опорно – двигательного аппарата, является основной, органическим стержнем всей воспитательно – образовательной работы в системе групп компенсирующей направленности.

Опираясь на учение Выготского Л. С. можно сделать вывод, который важен в коррекционной работе «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное, двигают развитие вперёд». Исходя из концепции специального образования, коррекционно – педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно – образовательного процесса в группах компенсирующей направленности.

В то же время коррекция, как специальная система, имеет выход на среду, так как ребёнок существует не изолированно, а в конкретных социальных условиях, которые также определяют и необходимость социальной защиты детей с различными отклонениями. Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении.

Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения» предназначен для решения сложной проблемы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.

Основание для разработки проекта

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г №2562.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

6. Приказ Министерства образования РК от 06.12.2010г. №300 «Об организации работы по реализации ФГТ к структуре ООП ДО в системе ДО РК»

7. Устав МАДОУ

Цель проекта :

Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов,

медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-

педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

Задачи проекта :

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

2. Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности;

3. Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;

4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);

5. Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.

6. Проведение массовых мероприятий с детьми ограниченными

возможностями здоровья.

Риски проекта

Возможные риски Пути выхода

Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья.

Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций воспитателя; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации. Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса.

Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.

Включение в годовой план работы ДОУ данного раздела.

Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты.

Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.

Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ – технологий. Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований; организация работы Попечительских советов в ДОУ; разработка серии проектов и выход на родительские комитеты.

Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных, прошедших экспертизу (внутреннюю в ДОУ) и внешнюю (через ЭПС ОДДУ).

Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ. Создание модели методической работы в ДОУ в условиях ФГТ.

Повышение квалификации педагогических работников на платной и бесплатной основе.

Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне.

Отсутствие необходимой мотивации для повышения качества работы. Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов.

Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты, расширение полномочий в управлении ДОУ, «письмо в семью» и т. п.).

Продукт проекта

Система (модель, структура) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Ожидаемые результаты

1). Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

2).Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

3) Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

4)Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне

5) Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями.

6). Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.

7). Обеспечить методическими рекомендациями по теме проекта.

Критерии оценивания результатов проекта

Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ОВЗ

родителей воспитанников.

Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:

Название этапа и мероприятия по его реализации

Сроки реализации

Цель:

1. Подготовительный

Январь - апрель 2013г. 1. Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2. Выстраивание системы повышения квалификации.

2. Организационно -практический

Сентябрь 2013г. –май 2014г.

1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.

2. Апробация базового пакета документов по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

3. Формирование и деятельность рабочей группы в ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

4. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта в ДОУ.

3. Заключительный

Июнь - декабрь 2014г.

1. Обобщение и анализ результатов деятельности ДОУ по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

2. Построение системы передачи опыта ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

3. Подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта, оценку его результатов и распространение опыта работы ДОУ

Механизм реализации проекта

1. Организационно-управленческое обеспечение :

создание рабочей группы по разработке проекта «Коррекционно-педагогическая работа и социализация детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»;

создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

создание информационных стендов по организации развития детей с ОВЗ в ДОУ;

приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.

2. Научно-методическое обеспечение:

организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.

мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);

проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;

разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;

совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;

внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с программой образования детей с ОВЗ

3. Психолого-педагогическое обеспечение:

организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;

разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ;

организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам;

организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ;

организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ в ДОУ;

подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

4. Взаимодействие ДОУ с родительской общественностью:

организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ОВЗ;

организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ;

уроки права для родителей;

организация и проведение в ДОУ различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;

творческие мастерские (родители + дети);

творческие гостиные;

родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.

5. С воспитанниками ДОУ:

внедрение проектов по воспитанию дружеского отношения дошкольников к детям с ОВЗ

организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ОВЗ и инвалидов;

организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников.

План мероприятий по реализации проекта

«Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательное пространство ДОУ»

Содержание Сроки Ответственные Форма представления результата

Организационно-управленческие аспекты

1. Уточнение списочного состава воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ,

Январь

2013г.

Педагоги групп, медицинские работники Списки детей с ОВЗ

2. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Коррекционно –оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ».

Январь

2013г.

Заведующий ДОУ Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы

3. Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта Январь-

февраль 2013г. Заведующий ДОУ Приказы, положения, должностные инструкции

4. Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта

Январь

2013г. -

Декабрь 2014г.

Заведующий ДОУ Методические рекомендации

5. Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Ноябрь 2013г. Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Рабочие материалы,

методические рекомендации

7. Организация обучения сотрудников на базе ДОУ Октябрь 2013г. – май 2014г. Заведующий ДОУ

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Практические семинары, посещение НОД согласно учебно-тематическому плану

8. Контроль за реализацией проекта В течение 2013-2014гг.

Заведующий ДОУ Рабочие материалы

10. Обеспечение ДОУ необходимым оборудованием, создание доступной среды

В течение 2013-2014гг.

Заведующий ДОУ Оборудование кабинетов, помещений ДОУ

Научно-методическое сопровождение

1. Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по коррекционно – оздоровительной работе с детьми с ОВЗ и из социализации в образовательном пространстве ДОУ

Январь

2013г. Заведующий ДОУ,

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И План работы

2. Проведение педагогического совета ДОУ по обсуждению проекта «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Май 2013г.

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И План работы

3. Консультирование участников реализации проекта : воспитателей, специалистов, родителей

В течение 2013-2014гг.

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Групповые и индивидуальные консультации

4. Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективность механизма взаимодействия участников проекта. Февраль–апрель

2014 гг.

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Материалы мониторинга

5. Педагогический совет ДОУ по теме «Анализ реализации проекта» май 2013г., декабрь 2013г. ЗЗУ Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Материалы мониторинга, методические рекомендации

6. Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта Январь – март 2013г Психолог ДОУ УО МР «Печора»

Концепция, план работы психологической службы

7. Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с воспитанниками

Апрель 2013г. -сентябрь 2013г.

Психолог ДОУ УО МР «Печора»

Тесты, программы

8. Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения: • диагностика социально-психологической адаптации воспитанников;

• диагностика мотивационной сферы воспитанников;

• исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;

• диагностика сформированности учебных навыков

В течение 2013-2014гг.

Психолог ДОУ УО МР «Печора»

Материалы анализа, рабочие материалы

9. Логопедическое обследование Октябрь, апрель 2013-2014гг. Учитель-логопед

Воронова С. И

Диагностические заключения, речевые карты

10 Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ

Ноябрь 2013г. - июнь 2014г.

ЗЗУ логопед

психолог

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Групповые и индивидуальные

коррекционно – развивающие

программы

Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут

1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

В течение 2013-2014гг.

Психолог ДОУ Диагностика результативности

2. Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

В течение 2013-2014гг.

Психолог ДОУ Тренинги

Организация работы воспитателей, учителя – логопеда, музыкальных руководителей, педагога дополнительного образования в рамках проекта

1. Индивидуальное планирование работы воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, учителем – логопедом, инструктором ЛФК,

которые включены в проект Сентябрь –

октябрь

Воспитатели, ЗЗУ

музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования, учитель – логопед, психолог.

Индивидуальные планы

2. Проведение диагностики микроклимата ДОУ, уровня развития интегративных качеств В течение 2013-2014гг.

ЗЗУ, воспитатели

музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования

Диагностические таблицы

3. Совместное планирование и скоординированное проведение НОД по образовательным областям

В течение года

ЗЗУ, воспитатели

музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования

Учитель - логопед Рабочие материалы

4. Взаимопосещение и проведение открытой НОД воспитателями,

музыкальным руководителем,

педагогом

дополнительного образования, учителем - логопедом

В течение года

ЗЗУ, воспитатели

музыкальный руководитель

Учитель - логопед Конспекты

НОД

5. Организация и проведение мероприятий по воспитанию дружеских отношений

В течение года

ЗЗУ, Воспитатели

Музыкальный руководитель

Сценарии

6. Осуществление плана работы по преемственности ДОУ и СОШ

В течение года

ЗЗУ, Воспитатели

Музыкальный руководитель

Учитель - логопед

Рабочие материалы

7. Методический анализ результатов и хода осуществления проекта Декабрь–

2013г., декабрь 2014г. ЗЗУ, Воспитатели

Музыкальный руководитель

Учитель - логопед

Психолог

Медицинские работники

Самоанализ, анализ реализации проекта

.

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения. - Волгоград : Учитель,2011г.

2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. - М. :ТЦ Сфера,2008.

3. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М. : АРКТИ,2002.

4. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : Издательство «Экзамен»,2006.

6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2005.

7. Емцева Т. А. Психолого – медико – педагогическая работа в детском саду : планирование, рекомендации, диагностические материалы. - Волгоград : Учитель,2011.

8. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. -Волгоград : Учитель, 2009.

9. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребёнка лежит через семью. «Управление ДОУ» №7, 2006г.

10. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. М. : Айрис – пресс, 2008.

11. Михеева Е. В. Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград : Учитель,2011.

12. Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова,2005.

13. Павлова М. А., М. В. Лысогорская. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград : Учитель, 2009.

14. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду. М. : Экзамен, 2003.

15. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС,2009

16. Сековец Л. С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. – М. : Школьная Пресса, 2008.

17. Сысоева И. М. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. - Новосибирск: Интернет – ресурсы.

18. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

19. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/колл. авт. – М. : ТЦ Сфера, 2006- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

20. Хабарова Т. В. Организация физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении. – Сыктывкар КРИРО и ПК,2003.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социокультурного развития детей 2 категории

Методический проект

«Мир в ладошках»

г. Краснокаменск, 2012

Организация – разработчик проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социокультурного развития детей 2 категории

Контактная информация

Адрес: 674673

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

6 м-н, 647

Руководители проекта :

Кочнева Татьяна Георгиевна – воспитатель логопедической группы

2 категории

Воронова Светлана Ильинична - учитель-логопед

Тема проекта : «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвающего вида».

Характеристика проекта

Проект является методическим, долгосрочным.

Срок выполнения проекта

Сентябрь 2012 г. – май 2014 г.

Проектная команда

Заведующий,

ЗЗВ и МР

музыкальный руководитель,

воспитатель по ИЗО деятельности,

воспитатель по физической культуре

учитель – логопед,

психолог,

воспитатели,

медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,

Участники

Воспитатели, специалисты,

медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,

дети с ОВЗ

родители воспитанников.

Краткая аннотация проекта

Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида», предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этогонеобходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.

В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.

Предполагаемым продуктом проекта станет система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проект выполнен в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и будет реализован с участием всех субъектов образовательного процесса МДОУ: детей, родителей, педагогов, администрации ДОУ, органов управления образованием.

Выгодоприобретатели проекта

Работа с одарёнными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих:

­ поиск одарённых детей посредством предоставления детям возможности участвовать в учрежденческом и муниципальном этапах конкурсных мероприятий (олимпиады, турниры, состязанья, конкурсы, смотры и др.);

­ сопровождение одарённых детей (интенсивные группы развития, дистанционные детские образовательные программы и проекты, обучение в дополнительных кружках и студиях по основным линиям развития ребёнка);

­ дальнейшее развитие во внутриучрежденческом и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий; в учреждениях дополнительного образования детей (школа искусств, спортивная школа, художественная школа и другие студии, кружки на школьном уровне).

Таким образом, данный проект необходим педагогам ДОУ, учителям, родителям, заинтересованным организациям дополнительного образования детей.

Актуальность, постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации.

Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Но ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Учёные и практики отмечают в настоящее время увеличение числа детей со сложной структурой дефектов, когда нарушение речевого или интеллектуального развития сопровождается отклонениями в развитии зрительного, опорно – двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникает в их двигательном, речевом, интеллектуальном развитии.

По определению Тупоногова Б. К. коррекция - это система специального обучения и воспитания детей с различными нарушениями. В то же время коррекция – понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии зрения, речи, опорно – двигательного аппарата, является основной, органическим стержнем всей воспитательно – образовательной работы в системе групп компенсирующей направленности.

Опираясь на учение Выготского Л. С. можно сделать вывод, который важен в коррекционной работе «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное, двигают развитие вперёд». Исходя из концепции специального образования, коррекционно – педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно – образовательного процесса в группах компенсирующей направленности.

В то же время коррекция, как специальная система, имеет выход на среду, так как ребёнок существует не изолированно, а в конкретных социальных условиях, которые также определяют и необходимость социальной защиты детей с различными отклонениями. Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении.

Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения» предназначен для решения сложной проблемы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.

Основание для разработки проекта

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г №2562.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

6. Приказ Министерства образования РК от 06.12.2010г. №300 «Об организации работы по реализации ФГТ к структуре ООП ДО в системе ДО РК»

7. Устав МАДОУ

Цель проекта :

Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов,

медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-

педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

Задачи проекта :

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

2. Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности;

3. Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;

4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);

5. Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.

6. Проведение массовых мероприятий с детьми ограниченными

возможностями здоровья.

Риски проекта

Возможные риски Пути выхода

Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья.

Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций воспитателя; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации. Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса.

Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.

Включение в годовой план работы ДОУ данного раздела.

Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты.

Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.

Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ – технологий. Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований; организация работы Попечительских советов в ДОУ; разработка серии проектов и выход на родительские комитеты.

Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных, прошедших экспертизу (внутреннюю в ДОУ) и внешнюю (через ЭПС ОДДУ).

Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ. Создание модели методической работы в ДОУ в условиях ФГТ.

Повышение квалификации педагогических работников на платной и бесплатной основе.

Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне.

Отсутствие необходимой мотивации для повышения качества работы. Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов.

Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты, расширение полномочий в управлении ДОУ, «письмо в семью» и т. п.).

Продукт проекта

Система (модель, структура) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Ожидаемые результаты

1). Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

2).Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

3) Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.

4)Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне

5) Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями.

6). Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.

7). Обеспечить методическими рекомендациями по теме проекта.

Критерии оценивания результатов проекта

Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ОВЗ

родителей воспитанников.

Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:

Название этапа и мероприятия по его реализации

Сроки реализации

Цель:

1. Подготовительный

Январь - апрель 2013г. 1. Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2. Выстраивание системы повышения квалификации.

2. Организационно -практический

Сентябрь 2013г. –май 2014г.

1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.

2. Апробация базового пакета документов по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

3. Формирование и деятельность рабочей группы в ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

4. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта в ДОУ.

3. Заключительный

Июнь - декабрь 2014г.

1. Обобщение и анализ результатов деятельности ДОУ по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

2. Построение системы передачи опыта ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

3. Подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта, оценку его результатов и распространение опыта работы ДОУ

Механизм реализации проекта

1. Организационно-управленческое обеспечение :

создание рабочей группы по разработке проекта «Коррекционно-педагогическая работа и социализация детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»;

создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

создание информационных стендов по организации развития детей с ОВЗ в ДОУ;

приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.

2. Научно-методическое обеспечение:

организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.

мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);

проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;

разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;

совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;

внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с программой образования детей с ОВЗ

3. Психолого-педагогическое обеспечение:

организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;

разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ;

организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам;

организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ;

организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ в ДОУ;

подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

4. Взаимодействие ДОУ с родительской общественностью:

организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ОВЗ;

организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ;

уроки права для родителей;

организация и проведение в ДОУ различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;

творческие мастерские (родители + дети);

творческие гостиные;

родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.

5. С воспитанниками ДОУ:

внедрение проектов по воспитанию дружеского отношения дошкольников к детям с ОВЗ

организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ОВЗ и инвалидов;

организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников.

План мероприятий по реализации проекта

«Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательное пространство ДОУ»

Содержание Сроки Ответственные Форма представления результата

Организационно-управленческие аспекты

1. Уточнение списочного состава воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ,

Январь

2013г.

Педагоги групп, медицинские работники Списки детей с ОВЗ

2. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Коррекционно –оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ».

Январь

2013г.

Заведующий ДОУ Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы

3. Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта Январь-

февраль 2013г. Заведующий ДОУ Приказы, положения, должностные инструкции

4. Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта

Январь

2013г. -

Декабрь 2014г.

Заведующий ДОУ Методические рекомендации

5. Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Ноябрь 2013г. Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Рабочие материалы,

методические рекомендации

7. Организация обучения сотрудников на базе ДОУ Октябрь 2013г. – май 2014г. Заведующий ДОУ

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Практические семинары, посещение НОД согласно учебно-тематическому плану

8. Контроль за реализацией проекта В течение 2013-2014гг.

Заведующий ДОУ Рабочие материалы

10. Обеспечение ДОУ необходимым оборудованием, создание доступной среды

В течение 2013-2014гг.

Заведующий ДОУ Оборудование кабинетов, помещений ДОУ

Научно-методическое сопровождение

1. Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по коррекционно – оздоровительной работе с детьми с ОВЗ и из социализации в образовательном пространстве ДОУ

Январь

2013г. Заведующий ДОУ,

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И План работы

2. Проведение педагогического совета ДОУ по обсуждению проекта «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Май 2013г.

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И План работы

3. Консультирование участников реализации проекта : воспитателей, специалистов, родителей

В течение 2013-2014гг.

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Групповые и индивидуальные консультации

4. Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективность механизма взаимодействия участников проекта. Февраль–апрель

2014 гг.

Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Материалы мониторинга

5. Педагогический совет ДОУ по теме «Анализ реализации проекта» май 2013г., декабрь 2013г. ЗЗУ Воспитатель

КочневаТ. Г

Учитель-логопед

Воронова С. И Материалы мониторинга, методические рекомендации

6. Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта Январь – март 2013г Психолог ДОУ УО МР «Печора»

Концепция, план работы психологической службы

7. Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с воспитанниками

Апрель 2013г. -сентябрь 2013г.

Психолог ДОУ УО МР «Печора»

Тесты, программы

8. Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения: • диагностика социально-психологической адаптации воспитанников;

• диагностика мотивационной сферы воспитанников;

• исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;

• диагностика сформированности учебных навыков

В течение 2013-2014гг.

Психолог ДОУ УО МР «Печора»

Материалы анализа, рабочие материалы

9. Логопедическое обследование Октябрь, апрель 2013-2014гг. Учитель-логопед

Воронова С. И

Диагностические заключения, речевые карты

10 Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ

Ноябрь 2013г. - июнь 2014г.

ЗЗУ логопед

психолог

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Групповые и индивидуальные

коррекционно – развивающие

программы

Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут

1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

В течение 2013-2014гг.

Психолог ДОУ Диагностика результативности

2. Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

В течение 2013-2014гг.

Психолог ДОУ Тренинги

Организация работы воспитателей, учителя – логопеда, музыкальных руководителей, педагога дополнительного образования в рамках проекта

1. Индивидуальное планирование работы воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, учителем – логопедом, инструктором ЛФК,

которые включены в проект Сентябрь –

октябрь

Воспитатели, ЗЗУ

музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования, учитель – логопед, психолог.

Индивидуальные планы

2. Проведение диагностики микроклимата ДОУ, уровня развития интегративных качеств В течение 2013-2014гг.

ЗЗУ, воспитатели

музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования

Диагностические таблицы

3. Совместное планирование и скоординированное проведение НОД по образовательным областям

В течение года

ЗЗУ, воспитатели

музыкальный руководитель

педагог дополнительного образования

Учитель - логопед Рабочие материалы

4. Взаимопосещение и проведение открытой НОД воспитателями,

музыкальным руководителем,

педагогом

дополнительного образования, учителем - логопедом

В течение года

ЗЗУ, воспитатели

музыкальный руководитель

Учитель - логопед Конспекты

НОД

5. Организация и проведение мероприятий по воспитанию дружеских отношений

В течение года

ЗЗУ, Воспитатели

Музыкальный руководитель

Сценарии

6. Осуществление плана работы по преемственности ДОУ и СОШ

В течение года

ЗЗУ, Воспитатели

Музыкальный руководитель

Учитель - логопед

Рабочие материалы

7. Методический анализ результатов и хода осуществления проекта Декабрь–

2013г., декабрь 2014г. ЗЗУ, Воспитатели

Музыкальный руководитель

Учитель - логопед

Психолог

Медицинские работники

Самоанализ, анализ реализации проекта

.

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения. - Волгоград : Учитель,2011г.

2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. - М. :ТЦ Сфера,2008.

3. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М. : АРКТИ,2002.

4. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : Издательство «Экзамен»,2006.

6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2005.

7. Емцева Т. А. Психолого – медико – педагогическая работа в детском саду : планирование, рекомендации, диагностические материалы. - Волгоград : Учитель,2011.

8. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. -Волгоград : Учитель, 2009.

9. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребёнка лежит через семью. «Управление ДОУ» №7, 2006г.

10. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. М. : Айрис – пресс, 2008.

11. Михеева Е. В. Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград : Учитель,2011.

12. Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова,2005.

13. Павлова М. А., М. В. Лысогорская. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград : Учитель, 2009.

14. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду. М. : Экзамен, 2003.

15. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС,2009

16. Сековец Л. С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями опорно – двигатель

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 05:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД