Консультация для педагогов. Тема: «Психологическое здоровье».

Татьяна Буданова
Консультация для педагогов. Тема: «Психологическое здоровье».

Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — это внутренний мир человека. Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах. Это свойство мозга — особого органа человека. Большинство заболеваний психики связано с утратой человеком своего душевного благополучия.

Теперь я предлагаю вам протестировать себя с помощью теста «Как ты совершенствуешь (укрепляешь) свою психику».

Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведи кружком ответ, который больше соответствует вашему поведению или состоянию.

Подсчитай количество «нет». Чем их больше, тем хуже вы заботишься о своей психике

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.

Первый признак — это позитивное (хорошее) настроение в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие не зависимые друг от друга состояния:

а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает «телом и душей»,

б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель,

в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).

Второй признак — это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных; последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами — с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния. С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.

Большую опасность для психического здоровья человека представляют сложные отрицательные эмоциональные состояния, принимающие затяжной характер. Поэтому сейчас я хочу рассказать какими методами можно достичь понижения эмоционального возбуждения.

К простейшим методам понижения эмоционального возбуждения относятся:

• Переключение внимания на нейтральные темы — представить ситуацию покоя, например лес, пляж или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом можно использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т. д.

• Самоубеждение — умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерь-езности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т. д.) помогают кратковременно «выключить» эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

• Дыхательные упражнения — упорядоченные физические движения, при выполнении которых выдох следует делать при-мерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое на-пряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20—30 секунд).

• Физические упражнения — движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания, а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

• Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 — надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 — поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе)

• Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять внимание на отдельные части своего тела (руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. Для этого обычно используют следующие словесные формулы: «Мои руки тяжелеют, ноги тяжелеют, веки становя тяжелыми, лицо расслабляется и теплеет, шея расслабляется, тело тяжелеет и расслабляется.». Лучше всего научиться расслаблять мышцы лица, последовательно направляя свое внимание на веки, щеки, губы, язык, шею. Самовнушением обычно занимаются в положении лежа на спине, полулежа в кресле

Несколько советов как легче пережить стресс

• прочитать очень громко (прокричать) несколько раз вслух какое-нибудь стихотворение или отрывок из него, например «Бородино» М. Лермонтова;

• поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте (даже если не умеешь играть);

• спеть какую-нибудь мелодичную песню (даже если совершенно нет слуха);

• посмотреть какой-нибудь комедийный видеофильм, например, с участием Луи де Фюнеса, и повторять за ним слова, мимику, жесты;

• пойти в парк, лес, на речку, в зоопарк и найти там для себя «серьезное» занятие (например, поймать дюжину бабочек);

• попросить, чтобы тебя прокатили с ветерком на моторной лодке;

• попросить кого-нибудь из родственников, чтобы тебе сделали массаж (поглаживание и разминание спины).

Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния самостоятельно. Но чтобы это происходило с наименьшими потерями здоровья, важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный способ психической саморегуляции.

Психорегулируюшее упражнение

Погрузись в тишину. «Включив» воображение, подумай о страданиях людей: о боли, смятении, тревоге, отчаянии, унижении, одиночестве, болезнях — в том числе и собственных. После этого, напротив, представь могущество человека: его стремление стать независимым, здоровым, сильным, его способность любить, творить, объединяться в борьбе против зла.

Упр. Звучащая сила

Цели:

Это разминка, придаст свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно она полезна в тех ситуациях, когда снижается энергия, появляется усталость. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа "Я".

Используемые при этом протяжные звуки представляют собой воз-можность "промассировать" утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация зву-ка в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему крово-снабжению.

Инструкция:

1. Энергия из звука "Аааааа"

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Ааааа". Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук "Ааааа" все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью. (1 минута.)

Приятные воспоминания

Упр. Приятные воспоминания

Цели:

Очень важно, научиться выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает нам силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый человек может научиться этому, сохраняя в памяти все счастливые события своей жизни. Поэтому в данном упражнении я приглашаю вас в путешествие в страну фантазии, в ходе которого мы сможем оживить наиболее прекрасные из своих воспоминаний. Тем самым мы научимся наслаждаться жизнью и сохранить свое душевное и физическое здоровье.

Материалы:

Бумага и карандаш, восковые мелки.

Инструкция:

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

* * *

С каждым выдохом вы становитесь все легче и легче. Постарайтесь почувствовать себя так, как будто вы парите в воздухе. Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайтесь почувствовать, как вы наполняетесь ощущением легкости и света. Задержите на мгновение дыхание на вдохе. А теперь выдохните сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями. (15 секунд.)

Ощутите, как это здорово, когда чувствуешь себя в полной бе-зопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно сидишь и спокойно и глубоко дышишь.

А сейчас представте себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представте себе, что с каждым своим вдохом вы вдыхаете солнечное тепло, с каждым вдохом вы чувствуете, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и вы становишься все легче и легче, все светлее и светлее.

Теперь вы легко можете вспомнить то время, когда вы чувствовали себя счастливо.

Постарайтесь отметить, что вы переживали в этом счастливом воспоминании. Вы сейчас один или вместе с кем-то? Что вы при этом ощущаешь? Что вы видете, что слышишь? Что вы делаешь в это время? А другие? (30 секунд.)

А теперь вы можешь вернуться снова к нам в зал бодрыми и от-дохнувшими. Сохраните это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда вы этого пожелаешь.

Откройте глаза. Возьмите листок бумаги и нарисуйте свое счастливое воспоминание или опишите его несколькими предложениями. Если вы будете описывать его словами, то пишите так, как будто оно происходит прямо сейчас, то есть пишите в настоящем времени. (10-15 минут.)

Анализ упражнения:

— Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни?

— Что ты делал?

— Кто-нибудь был рядом с тобой?

— О чем тебе было вспоминать легче всего?

— Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении?

— Какие части тела лучше всего помнят об этом событии?

В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, о неприятных вещах?

Упр. Скажи себе комплемент

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Презентация «День здоровья» В рамках областного конкурса "Спорт как альтернатива пагубным привычкам"унас в группе прошел тематический "день здоровья", затем я сделала.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для педагогов. Тема: «Психологическое здоровье».
Опубликовано: 25 декабря 2012 в 00:15
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...