Тема «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам развивающих игр»

Марина Кучева
Тема «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам развивающих игр»

Здравствуйте уважаемые коллеги и аттестационная комиссия!

Мы сегодня собрались в этом зале для проведения игры "Во-просы и ответы"

Цели игры: 1. Закрепить знания о развивающих играх. 2. Дать знания об авторах – создателей игр. 3. Создание психологического климата среды молодых коллег.

Структура:

1. Разделить на команды (на спинках стульчиков на-клеены круги разного цвета).

2. Знакомство с жюри (аттестационная комиссия).

3. Знакомство с правилами игры.

4. Ход игры.

5. Подсчёт баллов и выявления победителя.

6. Подведения итогов.

Правила игры:

Игра состоит из 10 заданий.

К каждому вопросу предлагается 2 - 3 подсказки. После каждой подсказки у команд есть 15 секунд на обсуждение, написание и сдачу ответа.

Ответы команд сдаются в письменном виде в жюри.

Команда имеет право сдавать неограниченное количество от-ветов. Сдача ответов принимается после всех подсказок вмести.

Правильный ответ оценивается в 5 балов, не полный ответ – в 3 балла.

Если команда дала неправильный ответ с команды снимается 1 очко.

Победителем считается команда, набравшая наибольшее ко-личество очков после всех вопросов.

Ход игры.

Уважаемые коллеги повернитесь и посмотрите, какого цвета Ваш круг на спинке стульчика. Сейчас красная команда садится за стол с красным кругом в середине. Зелёным команда – за зелёный стол. У Вам на столах листочки, у каждой команду на листочках в углу круг того цвета, что и у Вашей команду. Все листочки пронумерованы в соответствии с вопросом. Листы нужны для сдачи своих ответов жюри. Жюри будет у нас аттестационная комиссия.

Вопросы для игры:

1. Откуда произошла игра Танграм (Китай).

Государство в Центральной и Восточной Азии, также на прилегающих островах Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей; на востоке омывается водами этих морей.

Разница во времени с Москвой: + 4 часа

Столица – Пекин

2. Что означает слово Танграм ("Семь камней мудрости")

Первое слово означает число, от 1 до 10.

Второе слово – он бывает природный, драгоценный, искусственный.

Третье слово имеет несколько близких, но отличаю-щихся значений: 1. Свойство человеческого разума, ха-рактеризующееся степенью освоения знаний и подсоз-нательного опыта и выражающееся в способности уме-стного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации. 2. В философии — один из измерителей сте-пени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта. 3. В религиях — степень познания окру-жающего мира, данная демиургу (мироздателю) в не-исчерпаемой мере, и могущая быть воспринятая людьми в той или иной части

3. Где родился Джордж Кюизенер – изобретатель палочек (Бельгия)

Государство в Северо-Западной Европе. Площадь 30,5 тыс. кв. км. Население свыше 10 млн. человек (фла-мандцы, валлоны и др.).

Глава государства – король, который осуществляет за-конодательную власть совместно с двухпалатным пар-ламентом (Сенат и Палата представителей).

Столица – Брюссель.

4. Какая профессия была у Джорджа Кюизенера (учитель на-чальной школы)

Первое слово означает профессию образования, воз-никшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.

Второе и третье слова это словосочетание означающее уровень среднего образования (1-3, 1-4 классы, на ко-тором учащемуся даются самые необходимые и по-верхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.

5. Как называлась книга, которую опубликовал Джордж Кюи-зенер в 1952 году ("Числа и цвета")

Первое слово означает абстракцию, используемую для количественной характеристики объектов. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта. Слово во множественном числе.

Второе слово – это союз состоящие из одной буквы.

Третье слово – качественная субъективная характери-стика электромагнитного излучения оптического диа-пазона, определяемая на основании возникающего фи-зиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Слово во множественном числе.

6. Где родился Золтан Дьенеш – автор логических блоков (Венгрия)

Государство в Центральной Европе, знаменитое своими целебными купальнями, живописной природой, мно-гочисленными памятниками истории и культуры и вы-сококачественным токайским вином.

Находиться на озере Хевиз. Общая площадь озера – 47 500 кв. м., а температура воды в нем даже зимой не опускается ниже 26 °C!

Столица: Будапешт

7. Сколько было профессий у Золтана Дьенеша.

Это число от 1 до 10.

Число из сказки про поросят.

8. Какую методику обучения детей создал Золтана Дьенеша

Первое слово может сочетаться со словами газета, му-зыка, игрушка, опера, Зеландия.

Второе слово означает науку о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм ре-альных объектов.

9. Что ещё, помимо "блоков Дьенеша", придумал Золтан Дье-неш (Сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры, и "26 цветочков")

Первое и второе это словосочетание означающий при-думанная географическая территория, имеющая опре-делённые границы, которая написана людьми. В ней много волшебства, радости и веселья, и находиться она в книгах.

Вымышленная названия, которое описано в книге Эн-тони Хоуп "Узника Зенды" и его продолжений.

10. Какую теорию создал Золтан Дьенеш (теория шести стадий изучения математике)

Первое слово число от 1 до 10.

Второе слово означает единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне и затем получившая своё греческое название.

После второго вопроса и получения ответа я читаю, что иг-ру Танграм.

Игра Танграм:

Танграм в переводе с китайского означает "семь камней муд-рости". Это – китайский пазл, состоящий из семи частей – Танов. Танграм – очень древняя игра. Появление этой китайской голово-ломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долго-жданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и со-образительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забав-ляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала ма-тематики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Игра получила свою известность на западе в начале 800 годов в ре-зультате развития торговых отношений с Китаем. Три мудреца при-думали "Ши-Чао-Тю" – квадрат, разрезанный на семь частей.

После пятого вопроса и получения ответа я читаю, что па-лочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера:

Палочки Кюизенера – являются многофункциональным мате-матическим пособием, которое позволяет "через руки" подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаружи-ваются отношения эквивалентности и порядка. Счетные палочки Кюизинера – это числа в цвете. Названы в честь изобретателя Джорджа Кюизенера (1891 – 1976, бельгийского учителя начальной школы. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета". По-пуляризировал их другой преподаватель Гатеньо, который исполь-зовал их не только для математического обучения, но и на языковых уроках.

После десятого вопроса и получения ответа я читаю, что игру Танграм.

Блоки Дьенеша:

Золтан Дьенеш – автор методики Дьенеша, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей – "новая математика", в основе которой лежит обучение данной науке посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

Помимо самых известных "блоков Дьенеша", развивающих ло-гическое мышление, венгерский педагог и математик автор приду-мал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полос-ками, логические игры, и "26 цветочков".

Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов, обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачку. Это стадия свободной игры, по мнению Дьенеша, – необходимое начало обучения.

После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, "правила игры". Это символизирует переход на вторую стадию. Как только становится понятно, что интересные за-нятия можно превратить в игру с помощью правил, человек делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца. Изучение правил – важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах – то и закодировала "математическая", самая сложная часть обучения. Та информация, которую учитель хочет донести до учеников непременно.

Третья стадия – стадия сравнения. Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту, же задачу, то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в "классики". Понимание это – не-пременный шаг на пути к абстракции.

На четвертой – репрезентативной стадии ученик понимает аб-страктное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя, кстати, приходятся разного рода диаграммы и таблицы, помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.

Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической. На ней ребёнок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспери-ментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.

И, наконец, шестая стадия формализации длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить определённые правила, которые позволят сде-лать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть АКСИОМАМИ, а другие выводы, к которым мы пришли, – ТЕОРЕМАМИ, и как, соб-ственно, переходить от аксиом к теоремам.

Подсчёт баллов и выявления победителя:

Подведения итогов:

Надеюсь, Вам уважаемые коллеги понравилась игра, и Вы для себя сегодня узнали много нового. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Тема «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам развивающих игр»
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 19:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Досуг «Зайчата спешат на помощь» (фотоотчет)
Для каждого ребенка, праздник - это искренняя радость, мгновения чистого счастья. Маленький ребенок, переполнен яркими впечатлениями от удивительного и...
Лэпбук «Театр». Фотоотчёт
Лэпбук «Театр». Мой первый опыт. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Лэпбук я не просто хотела сделать, а просто мечтала сделать. И с...
Фотоотчет сказки «Как коза избушку построила»
Недавно прочитала детям сказку«Как коза избушку построила» . И предложила им самостоятельно , подготовить маски , атрибуты и поиграть эту сказку....
Семейное творчество
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является...
Творческие идеи и дидактический материал для проведения тематического дня...
В летний период открывает свои двери для любознательных малышей лесная Школа Человеткина. Уверена, что вы узнали главного...