«Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи»

Анна Саркисян
«Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.

К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь. Исследованиями сотрудников лаборатории ВНД ребёнка, Института физиологии детей и подростков АПН России установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Именно поэтому мой выбор остановился на проблеме: «Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи».

Цель моей работы – развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук, подбор игр и упражнений, способствующих развитию координации движений и мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними, введение этих упражнений в режимные моменты и занятия.

Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

- развитие мелкой моторики пальцев кистей рук;

- освоение графических умений, подготовка руки ребёнка к письму;

- развитие пространственной ориентировки и чувство ритма;

- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;

- развитие умения согласовывать слова и жесты.

Для реализации этих задач мною проделана следующая работа:

- подобрала и проанализировала литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;

- составила перспективный план по играм с пальчиками в соответствии с лексическими темами;

- организовала кружок «Оригами» с целью развития мелкой моторики

- подготовила цикл бесед с родителями и воспитателями, рекомендации, консультации.

Строя свою работу с детьми, включаю пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней в каждое занятие с детьми. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании.

«Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи»

Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использую перспективный план, составленный с учётом лексических тем.

Для развития мелкой мускулатуры рук использую настольные игры. Например, «Умная шнуровка», «Пазлы» (сначала использовала крупные, затем мельче и мельче, «Собери бусы». Это увлекательные, развивающие игры. Во время игр у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение.

. Изготовила дидактические игры. Очень нравиться детям сортировать, например: горох и фасоль (игра «Золушка»); макаронные изделия разные по форме и величине (игра «Любимые макароны»); гречку и рис (игра «Зёрнышко к зёрнышку»). Из них можно выкладывать и причудливые узоры.

Можно «рисовать» с помощью верёвочки (игра «Раз верёвка, два верёвка…»). Все эти предметы помогают не только развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, но и воображение, память, глазомер, сформулировать простые мыслительные операции, учат детей сравнивать предметы.

Для развития мелкой моторики у детей использую самые разные приёмы штриховки, закрепляя навыки проведения линии с соблюдением контуров предметов. Заинтересовала детей работа с «раскрасками». Кропотливая, упорная работа над «раскрасками» - один из главных способов подготовки руки ребёнка к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания.

Работа по развитию мелкой моторики продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности: на занятиях по ручному труду, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе дидактических игр и игр-драматизаций.

Занятия в кружке «Оригами» всё больше привлекают детей, движения пальцев рук становятся более координированными, совмещение углов и сторон квадрата более точными.

Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики невозможно решить без единства с семьёй, уделяю особое внимание работе с родителями. Изготовила папки-передвижки по проблеме развития речи детей, подготовила ряд консультаций. В помощь родителям в формировании речи ребёнка в семье рекомендовала некоторый практический материал – массаж ладоней и пальцев рук, пальчиковые игры, загадки, пословицы, считалки, стихи.

Таким образом, работая по данному направлению, я заметила, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук позволяет добиться положительной динамики развития речи детей.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Русские народные сказки
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи»
Опубликовано: 9 марта 2014 в 13:10
+106
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 106.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...