Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»

Татьяна Штаева
Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»

Место проведения:

Музыкальный зал

Количество детей:

15 детей

Программное содержание:

-формировать у детей умение замечать в тексте некоторые выразительные средства языка, понимать значение слов, словосочетаний, предъявляемых в контексте;

-активизировать словарь на основе расширения представлений о предметах, выходящих за пределы обычного окружения ребенка;

-способствовать развитию выразительности речи, побуждая детей к употреблению образных средств языка: гипербол, антонимов, синонимов и некоторых фразеологизмов;

-развивать мышление; воображение, коммуникативные навыки у детей;

-воспитывать интерес к языковому богатству, используя литературные произведения разных жанров, нравственные качества детей.

Словарная работа: гумно; хваста; коряга; мастерица на все руки; не хвастай боле; потрепала; овес; мять.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации, где изображено «гумно», рассматривание на прогулке коряг, разучивание подвижной игры «Заяц-Хваста», чтение литературных произведений с выделением незнакомых слов, образных выражений и фразеологизмов; рассматривание и чтение журналов по мультфильму «Смешарики» с разъяснением фразеологизма «Друзья не разлей вода», чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка» с разъяснением фразеологизма «Встает ни свет, ни заря».

Оборудование:

Мультимедийные средства обучения; костюм смешарика Нюши; шапочка зайчика; картинки для игры «Скажи наоборот»; большая книга.

Ход:

(Дети входят в музыкальный зал с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь на стульчики.

(Дети садятся на стульчики)

Я только что разговаривала по телефону и узнала, что к нам должен придти еще один гость, но что- то он запаздывает. А музыка поможет нам угадать кто наш гость.

(включить музыку Смешариков)

Дети: Смешарики.

Воспитатель:Правильно, герой вашего любимого мультфильма – Смешарик. Посмотрите на экран. Как зовут этого персонажа?

Дети: Нюша.

(Входитпод музыку Смешариков Нюша).

Нюша: Здравствуйте! Вы любите сказки?

Дети: Да.

Нюша: Я пришла из Сказкограда. Ребята, а вы знаете, что такое Сказкоград?

Дети: Сказочный город.

Воспитатель: Правильно. От слов «сказка» и «град», т. е. город- значит сказочный город.

Нюша: Я пришла к вам не с пустыми руками, угадайте что я принесла для вас?

(загадка про книгу)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

Дети: Книга.

Нюша:А вам читают книги?

Дети: Да.

Нюша: А что вам читают?

Дети: Сказки, рассказы, стихотворения, загадки, считалки, потешки.

Нюша: Я тоже очень люблю сказки, принесла вам книгу, вот только читать пока не умею, давайте попросим Анну Васильевну, чтобы она нам прочитала а мы послушаем.

(Нюша присаживается на стульчик рядом с детьми)

Воспитатель: Хорошо, почитаем русскую народную сказку «Заяц – Хваста». Слушайте внимательно, в этой сказке есть необычные интересные слова. Некоторые такие необычные слова вы уже слышали. Итак, начинаем…

(Чтение произведения)

Воспитатель: Давайте вспомним, какое литературное произведение я вам прочитала: рассказ, сказку, стихотворение?

Дети: Сказку.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это сказка?

Дети: Потому что в сказках звери разговаривают как люди, начинается сказка: жили-были…

Воспитатель: Какие интересные необычные слова вы услышали в этой сказке?

Дети: Коряга, гумно, хваста, боле, потрепала.

Воспитатель: Почему про такие слова мы говорим, что они необычные?

Дети: Потому что их редко употребляют в речи.

Воспитатель: Помните, мы на картинке рассматривали гумно, что такое гумно?

Дети: Помещение для хранения зерна.

Воспитатель: Что такое коряга?

Дети: Кривые изогнутые ветки или бревна.

Нюша: Я вот слышала, в сказке ворона сказала зайцу: «Не хвастай боле». Что это значит?

Дети: Больше не хвастай.

Воспитатель: Как он хвастался?

Дети: Не усы, а усищи, не зубы, а зубищи, не лапы, а лапищи…

Нюша: Как же это получается. Если у меня хвост, то у этого зайца….?

Дети: Хвостище.

Воспитатель: Эмиль, повтори…хвостище

Нюша: Если у нас глаза, то у зайца…

Дети: Глазищи.

Воспитатель: Маша, повтори.

Нюша: Если у нас зубы, то у зайца …

Дети: Зубищи.

Нюша: Если у нас нос, то у зайца…

Дети: Носище.

Воспитатель: Полина, повтори…

Нюша: Что же заяц был великан?

Дети: Нет, он хвастался, хвалился, хотел, чтобы у него все было большое.

Воспитатель: Да, и тех, кто хвастается, хвалится, преувеличивает, называют как и зайца. Как?

Дети: Хваста.

(Подвижная игра)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Заяц – хваста» - отдохнем немного. Вставайте в круг.

(Воспитатель и дети начинают перекличку):

- Заяц – хваста, где ты был?

- На гумно ходил.

- Что брал?

- Овес.

- Куда клал?

- Под корягу.

- Чуп.

(Воспитатель надевает полумаску зайца тому, на кого попало слово «чуп», и он догоняет детей, а они разбегаются врассыпную на стульчики).

Нюша: Как хорошо вы играете. Я вот тоже хотела поиграть с Ёжиком и Крошем в интересную игру: «Скажи наоборот», но когда торопилась к вам, бежала, упала, и половина картинки перепутались. Как же теперь мы будем играть с Крошем и Ёжиком? Помогите мне, ребята, пожалуйста, разобрать картинки.

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг, поможем Нюше. Вставайте так, чтобы всем было видно.

(Нюша называет и показывает картинку. Например, в деревне дома низкие, а в городе…каждый ребенок смотрит свою картинку, определяет у кого пара и называет и называет…в городе. высокие.)

Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики.

Нюша: Ой, спасибо, ребятки, что помогли мне разобрать картинки, вы меня просто спасли!

Воспитатель: Ребята, а ведь наш заяц в сказке тоже кого-то спас. Кого он спас?

Дети: Ворону.

Воспитатель: Как заяц спас ворону?

Дети: Когда заяц увидел, что собаки мнут ворону, то он выскочил на горочку и сел. Собаки увидели его, бросили ворону и помчались за зайцем.

Воспитатель: Да, заяц, конечно, хвастал – это нехорошо, но и хорошее он сделал, спас ворону.

Воспитатель: Как ворона его похвалила за это?

Дети: Ты молодец, не хваста, а храбрец!

Воспитатель: Сказка называется «Заяц-хваста».А можно как-то по другому назвать эту сказку? Придумайте свое название.

Дети: Смелый заяц, храбрый заяц, заяц защитник, заяц спаситель и т. д.

Воспитатель: Как много названий вы придумали и все они означают, что заяц поступил правильно. Что было бы, если бы заяц испугался собак?

Дети: Собаки разорвали бы ворону.

Нюша: Нет, сказке не нужен такой нехороший конец. Лучше придумать другой веселый конец сказки.

(Дидактическое упражнение «Закончи фразу»)

Воспитатель: Ребята, представьте, что наша Нюша попала в эту сказку и спасла ворону. Тогда могло бы быть все по- другому. Я хочу вам предложить несколько вариантов. Я начну, а вы закончите.

1. Нюша увидела, что собаки мнут ворону, тогда она взяла не маленький-маленький бумажный самолетик, а….

Дети: Большой- пребольшой (выделить интонацией)

Воспитатель: И пустила в небо не низко-низко. А куда?

Дети: Высоко- высоко.

Воспитатель: Богдан, повтори, скажи, Айдар.

Воспитатель: И что произошло дальше?

Дети: Собаки в это время загляделись бы на бумажный самолет, а ворона улетела бы, Нюша убежала.

Воспитатель: Милана, повтори фразу…

2. Воспитатель: Нюша вышла бы к собакам не в своем праздничном нарядном розовом платье, как принцесса прекрасная, красивая, а как Баба- Яга…

Дети: Страшная, ужасная, безобразная.

Воспитатель: И что было бы дальше?

Дети: Собаки испугались и убежали.

3. Воспитатель: А может быть, Нюша испекла бы вкусный мясной пирог, дала покушать собачкам, помыла их, причесала, И что было бы дальше, как ты думаешь, Амалия?

Амалия: Собачки обрадовались и не стали мять ворону и Нюшу.

Воспитатель: Ну, что, Нюша, какой конец сказки тебе больше всего нравится?

Нюша: Последний, конечно.

Воспитатель: Почему?

Нюша: Потому что я там «Мастерица на все руки»

Воспитатель: Ребята, а что значит «Мастерица на все руки»

Дети: Значит, очень умелая, все умеет делать.

Нюша: Ой, ребята, я и раньше слышала много разных красивых фраз, но не знала, что они означают. Может быть, вы знаете?

Про Ежика и Кроша все время говорят: «Друзья, не разлей вода». А что это значит?

Дети: Значит, что очень дружные, не ссорятся никогда.

Нюша: А что значит «Я сегодня встала ни свет, ни заря»

Дети: Значит, очень рано проснулась.

Нюша: Молодцы, ребята, теперь я знаю, что значат эти фразы.

Воспитатель: Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Дети: Стали они жить долго и счастливо. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.

Воспитатель: А еще говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Потому что каждая сказка нас учит чему-либо. Чему научила нас наша сегодняшняя сказка?

Дети: Не хвастаться, быть смелыми, замечать красивые интересные слова.

Воспитатель: Какие интересные слова вы запомнили?

(Дети перечисляют.)

Воспитатель: Вот и нашей сказочке конец! С гостями и Нюшей пора нам прощаться и снова в группу возвращаться!

Нюша: До свидания!

Дети:До свидания!

(Дети и воспитатель возвращаются в группу)

Публикации по теме:

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Знакомство с художественной литературой № занятия Тема занятия Программное содержание Сентябрь №1 Диагностика - №2 Рассказывание русской.

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Автор публикации:
Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 21:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ . Продолжать освоение техники...
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...