Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»

Татьяна Штаева
Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»

Место проведения:

Музыкальный зал

Количество детей:

15 детей

Программное содержание:

-формировать у детей умение замечать в тексте некоторые выразительные средства языка, понимать значение слов, словосочетаний, предъявляемых в контексте;

-активизировать словарь на основе расширения представлений о предметах, выходящих за пределы обычного окружения ребенка;

-способствовать развитию выразительности речи, побуждая детей к употреблению образных средств языка: гипербол, антонимов, синонимов и некоторых фразеологизмов;

-развивать мышление; воображение, коммуникативные навыки у детей;

-воспитывать интерес к языковому богатству, используя литературные произведения разных жанров, нравственные качества детей.

Словарная работа: гумно; хваста; коряга; мастерица на все руки; не хвастай боле; потрепала; овес; мять.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации, где изображено «гумно», рассматривание на прогулке коряг, разучивание подвижной игры «Заяц-Хваста», чтение литературных произведений с выделением незнакомых слов, образных выражений и фразеологизмов; рассматривание и чтение журналов по мультфильму «Смешарики» с разъяснением фразеологизма «Друзья не разлей вода», чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка» с разъяснением фразеологизма «Встает ни свет, ни заря».

Оборудование:

Мультимедийные средства обучения; костюм смешарика Нюши; шапочка зайчика; картинки для игры «Скажи наоборот»; большая книга.

Ход:

(Дети входят в музыкальный зал с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь на стульчики.

(Дети садятся на стульчики)

Я только что разговаривала по телефону и узнала, что к нам должен придти еще один гость, но что- то он запаздывает. А музыка поможет нам угадать кто наш гость.

(включить музыку Смешариков)

Дети: Смешарики.

Воспитатель:Правильно, герой вашего любимого мультфильма – Смешарик. Посмотрите на экран. Как зовут этого персонажа?

Дети: Нюша.

(Входитпод музыку Смешариков Нюша).

Нюша: Здравствуйте! Вы любите сказки?

Дети: Да.

Нюша: Я пришла из Сказкограда. Ребята, а вы знаете, что такое Сказкоград?

Дети: Сказочный город.

Воспитатель: Правильно. От слов «сказка» и «град», т. е. город- значит сказочный город.

Нюша: Я пришла к вам не с пустыми руками, угадайте что я принесла для вас?

(загадка про книгу)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

Дети: Книга.

Нюша:А вам читают книги?

Дети: Да.

Нюша: А что вам читают?

Дети: Сказки, рассказы, стихотворения, загадки, считалки, потешки.

Нюша: Я тоже очень люблю сказки, принесла вам книгу, вот только читать пока не умею, давайте попросим Анну Васильевну, чтобы она нам прочитала а мы послушаем.

(Нюша присаживается на стульчик рядом с детьми)

Воспитатель: Хорошо, почитаем русскую народную сказку «Заяц – Хваста». Слушайте внимательно, в этой сказке есть необычные интересные слова. Некоторые такие необычные слова вы уже слышали. Итак, начинаем…

(Чтение произведения)

Воспитатель: Давайте вспомним, какое литературное произведение я вам прочитала: рассказ, сказку, стихотворение?

Дети: Сказку.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это сказка?

Дети: Потому что в сказках звери разговаривают как люди, начинается сказка: жили-были…

Воспитатель: Какие интересные необычные слова вы услышали в этой сказке?

Дети: Коряга, гумно, хваста, боле, потрепала.

Воспитатель: Почему про такие слова мы говорим, что они необычные?

Дети: Потому что их редко употребляют в речи.

Воспитатель: Помните, мы на картинке рассматривали гумно, что такое гумно?

Дети: Помещение для хранения зерна.

Воспитатель: Что такое коряга?

Дети: Кривые изогнутые ветки или бревна.

Нюша: Я вот слышала, в сказке ворона сказала зайцу: «Не хвастай боле». Что это значит?

Дети: Больше не хвастай.

Воспитатель: Как он хвастался?

Дети: Не усы, а усищи, не зубы, а зубищи, не лапы, а лапищи…

Нюша: Как же это получается. Если у меня хвост, то у этого зайца….?

Дети: Хвостище.

Воспитатель: Эмиль, повтори…хвостище

Нюша: Если у нас глаза, то у зайца…

Дети: Глазищи.

Воспитатель: Маша, повтори.

Нюша: Если у нас зубы, то у зайца …

Дети: Зубищи.

Нюша: Если у нас нос, то у зайца…

Дети: Носище.

Воспитатель: Полина, повтори…

Нюша: Что же заяц был великан?

Дети: Нет, он хвастался, хвалился, хотел, чтобы у него все было большое.

Воспитатель: Да, и тех, кто хвастается, хвалится, преувеличивает, называют как и зайца. Как?

Дети: Хваста.

(Подвижная игра)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Заяц – хваста» - отдохнем немного. Вставайте в круг.

(Воспитатель и дети начинают перекличку):

- Заяц – хваста, где ты был?

- На гумно ходил.

- Что брал?

- Овес.

- Куда клал?

- Под корягу.

- Чуп.

(Воспитатель надевает полумаску зайца тому, на кого попало слово «чуп», и он догоняет детей, а они разбегаются врассыпную на стульчики).

Нюша: Как хорошо вы играете. Я вот тоже хотела поиграть с Ёжиком и Крошем в интересную игру: «Скажи наоборот», но когда торопилась к вам, бежала, упала, и половина картинки перепутались. Как же теперь мы будем играть с Крошем и Ёжиком? Помогите мне, ребята, пожалуйста, разобрать картинки.

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг, поможем Нюше. Вставайте так, чтобы всем было видно.

(Нюша называет и показывает картинку. Например, в деревне дома низкие, а в городе…каждый ребенок смотрит свою картинку, определяет у кого пара и называет и называет…в городе. высокие.)

Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики.

Нюша: Ой, спасибо, ребятки, что помогли мне разобрать картинки, вы меня просто спасли!

Воспитатель: Ребята, а ведь наш заяц в сказке тоже кого-то спас. Кого он спас?

Дети: Ворону.

Воспитатель: Как заяц спас ворону?

Дети: Когда заяц увидел, что собаки мнут ворону, то он выскочил на горочку и сел. Собаки увидели его, бросили ворону и помчались за зайцем.

Воспитатель: Да, заяц, конечно, хвастал – это нехорошо, но и хорошее он сделал, спас ворону.

Воспитатель: Как ворона его похвалила за это?

Дети: Ты молодец, не хваста, а храбрец!

Воспитатель: Сказка называется «Заяц-хваста».А можно как-то по другому назвать эту сказку? Придумайте свое название.

Дети: Смелый заяц, храбрый заяц, заяц защитник, заяц спаситель и т. д.

Воспитатель: Как много названий вы придумали и все они означают, что заяц поступил правильно. Что было бы, если бы заяц испугался собак?

Дети: Собаки разорвали бы ворону.

Нюша: Нет, сказке не нужен такой нехороший конец. Лучше придумать другой веселый конец сказки.

(Дидактическое упражнение «Закончи фразу»)

Воспитатель: Ребята, представьте, что наша Нюша попала в эту сказку и спасла ворону. Тогда могло бы быть все по- другому. Я хочу вам предложить несколько вариантов. Я начну, а вы закончите.

1. Нюша увидела, что собаки мнут ворону, тогда она взяла не маленький-маленький бумажный самолетик, а….

Дети: Большой- пребольшой (выделить интонацией)

Воспитатель: И пустила в небо не низко-низко. А куда?

Дети: Высоко- высоко.

Воспитатель: Богдан, повтори, скажи, Айдар.

Воспитатель: И что произошло дальше?

Дети: Собаки в это время загляделись бы на бумажный самолет, а ворона улетела бы, Нюша убежала.

Воспитатель: Милана, повтори фразу…

2. Воспитатель: Нюша вышла бы к собакам не в своем праздничном нарядном розовом платье, как принцесса прекрасная, красивая, а как Баба- Яга…

Дети: Страшная, ужасная, безобразная.

Воспитатель: И что было бы дальше?

Дети: Собаки испугались и убежали.

3. Воспитатель: А может быть, Нюша испекла бы вкусный мясной пирог, дала покушать собачкам, помыла их, причесала, И что было бы дальше, как ты думаешь, Амалия?

Амалия: Собачки обрадовались и не стали мять ворону и Нюшу.

Воспитатель: Ну, что, Нюша, какой конец сказки тебе больше всего нравится?

Нюша: Последний, конечно.

Воспитатель: Почему?

Нюша: Потому что я там «Мастерица на все руки»

Воспитатель: Ребята, а что значит «Мастерица на все руки»

Дети: Значит, очень умелая, все умеет делать.

Нюша: Ой, ребята, я и раньше слышала много разных красивых фраз, но не знала, что они означают. Может быть, вы знаете?

Про Ежика и Кроша все время говорят: «Друзья, не разлей вода». А что это значит?

Дети: Значит, что очень дружные, не ссорятся никогда.

Нюша: А что значит «Я сегодня встала ни свет, ни заря»

Дети: Значит, очень рано проснулась.

Нюша: Молодцы, ребята, теперь я знаю, что значат эти фразы.

Воспитатель: Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Дети: Стали они жить долго и счастливо. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.

Воспитатель: А еще говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Потому что каждая сказка нас учит чему-либо. Чему научила нас наша сегодняшняя сказка?

Дети: Не хвастаться, быть смелыми, замечать красивые интересные слова.

Воспитатель: Какие интересные слова вы запомнили?

(Дети перечисляют.)

Воспитатель: Вот и нашей сказочке конец! С гостями и Нюшей пора нам прощаться и снова в группу возвращаться!

Нюша: До свидания!

Дети:До свидания!

(Дети и воспитатель возвращаются в группу)

Публикации по теме:

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Знакомство с художественной литературой № занятия Тема занятия Программное содержание Сентябрь №1 Диагностика - №2 Рассказывание русской.

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 21:07
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...