Получи документы

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Ольга Китухина
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин основой творческих способностей являются общие способности. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым в любой сфере, и его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Поэтому мы решили способствовать развитию творческих способностей, но через театрализованную деятельность.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Изучив ряд методических пособий и программ, в том числе А. В. Щёткина (Театральная деятельность в детском саду/2007, мы поняли, что автор, как профессиональный режиссёр, руководитель театральной студии, разработал единую целостную методику по театральной деятельности. Она соответствует требованиям программы Васильевой и способствует развитию творческих способностей, т. к. включает в себя много увлекательных и интересных игр, упражнений, этюдов, пьес, которые заставляют ребёнка анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, что является основой любых творческих способностей.

Мы поставили следующую цель: Обеспечить интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие дошкольника, воспитать творческую индивидуальность дошкольника, пробуждать интерес и отзывчивость к искусству театра.

Задачи:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнёра во взаимодействии.

2. Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, быстроты реакции, инициативности и выдержки.

3. Совершенствование грамматический строй речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы, обучение эффективному общению и речевой общительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актёрского тренинга и развивающие игры.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о видах театрального искусства.

6. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

7. Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействия и взаимоотношения между детьми и взрослыми и детьми.

Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили вперёд и называли своё имя и фамилию. Учились кланяться и не бояться говорить. На занятиях включались упражнения на освобождение мышц: «Дотянись до яблока», «Заснуть на стуле», «Держать стену», «Найти карандаш» и др. Особую роль уделяли развитию мимики и пластики. Проводились игры: «Весёлое превращение», «Передай позу», «Угадай, кто я», «Горячий картофель» и т. д.

Проводились игры на жестикуляцию: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание». Разыгрывались пантомимические сценки «Расскажи сказку без слов», «К нам приехал цирк». Разучивались движения под музыку «Танец утят», «Танец козлят», «Мы – осенние листочки», «О чём нам музыка сказала» и т. д.

Занятия строились на технике речи – чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки (см Приложение). В ходе занятий дети придумывали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры «Хорошо – плохо», «На что похоже», «Волшебная клякса» и др. (см Приложение). Проигрывали этюды на основные эмоции (грусть, радость, гнев, удивление и др., такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и понимать других.

На занятиях бывает, что даже способные дети не могут выразить свои мысли. А ведь каждый ребёнок по- своему талантлив, умеет проиграть одну и ту же роль, но по - разному. Поэтому каждому ребёнку необходимо дать слово (возможность выступить, чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя груз «зажатости», а затем у каждого ребёнка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше – и это победа! Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки осуждения. Наоборот необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка.

Параллельно на занятиях идёт работа над ролью, над самим спектаклем,

которая строится следующим образом:

Знакомство с инсценировкой (о чём она, какие события в ней главные).

Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядят их дома, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. д.).

Распределение ролей.

Работа над ролью (составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношения с друзьями, родителями, придумывание его любимых игр, занятий) Анализ поступков героев, работа над текстом, работа над выразительностью выбранной роли.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приё мы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж); проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный уровень; упражнения; этюды.

Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей.

Здесь огромную роль, как в организации всей театральной деятельности играет воспитатель, который должен умело направлять данный процесс. Важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал и рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.

Заключительным этапом нашей работы был показ театрализованного спектакля для ребят детского сада и родителей. И как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявлялся, когда они сами играли свои роли и ждали новых репетиций. Вместе с детьми мы подготовили и показали спектакли по сказкам: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кто сказал: Мяу?», «Волк и семеро козлят».

Родители. Нельзя не отметить заинтересованное участие родителей в творческом развитии ребёнка. Они обсуждали со своим ребёнком предстоящую роль, совершенствовали движения, отрабатывали знания текста, интонационную выразительность, доделывали костюмы, а иногда были участниками театрального действия.

Перспектива: в будущем мы будем продолжать работу по вовлечению детей в театральную деятельность. Попробуем освоить технику ведения кукол марионеток, что достаточно сложно, но очень интересно, будем расширять репертуар наших спектаклей, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои творческие способности.

Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет художником или актёром, учёном или поэтом. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, основы, для которых мы заложили в детском саду с простым и тёплым названием «Солнышко».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»Введение Актуальность В современном.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Аппликация.

Проект инновационной деятельности «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности. «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт.

Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельностиРазвитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность,.

Развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. Связной называют такую речь, которая.

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Проблема, на решение которой направлен проект -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 09:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД