Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала

Гульнара Низамиева
Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала

Тема: Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала. Слайд 1.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка. Раскрытие индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога. Она решается в процессе освоения образовательной области «Труд».

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В программе «От рождения до школы» под редакции Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой сказано следующее: «Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса».

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) а так же в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников.

Занятия по конструированию с использованием бросового и природного материала может решать задачи области: Слайд 2.

«Труд»

«Познание»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Физическая культура»

«Чтение художественной литературы»

«Музыка»

«Безопасность» Слайд 3.

Цель:

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы.

Слайд 4.

Задачи:

1. Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы.

2. Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.

3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. Слайд 5.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой. Воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Слайд 6.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. Слайд 7.

Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму.

К учебной деятельности в школе. Слайд 8.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движении, гибкости, точности в выполнении действии. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Слайд 9.

Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Слайд 10.

Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребёнка. При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Каждая еловая шишка. Веточка или древесный гриб всегда как – то отличается от другой еловой шишки, гриба или веточки. Что значительно затрудняет процесс конструирования. Поэтому сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.

Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки.

Изделия из природного материала среднего дошкольного возраста очень просты.

Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно.

Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.

Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции («Семья ежей», «Грибная полянка», «Птичий двор»).

Ожидаемый результат. Слайд 11.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

В старшей группе у детей возрастает интерес к конструированию. Поэтому этот вид деятельности становится содержательным.

Объемные поделки из бросового и природного материала дети выполняют на занятиях по ручному труду, которые в непосредственной образовательной деятельности детского сада чередуется с конструированием из строительного материала. Наиболее рациональным является планирование непосредственной образовательной деятельности по ручному труду блоками. Такой подход целесообразен в плане более прочного усвоения детьми приемов обработки материала, а также подготовки педагога к непосредственной образовательной деятельности.

В старшей группе в конструировании используется самый разнообразный природный материал.

Начать работу на непосредственной образовательной деятельности, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу.

Кроме поделок, выполненных по образцу. В старшей группе начинают появляются работы, сделанные по замыслу детей.

Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на непосредственной образовательной деятельности игровых приемов.

Ожидаемый результат. Слайд 12.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

В подготовительной группе конструирование из бросового и природного материала. Как и в старшей, осуществляется на непосредственной образовательной деятельности по ручному труду.

Умения по художественной обработке природного материала, закрепляются и совершенствуются. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию. Количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов.

Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны полностью из природного материала. А пластилин используется только для соединения деталей.

В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению заданий по замыслу.

На непосредственной образовательной деятельности, наряду с объяснением педагога. К показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.

Ожидаемый результат. Слайд 13.

Подготовительная группа

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Интерес к конструированию из бросового и природного материала поддерживается не только грамотным проведением непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности

ребёнка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и дома, совместно с родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картины для природного уголкаКартины для природного уголка Картины оформлены из бросового и природного материала. МАТЕРИАЛ: -Рамки от старых картин окрашены (колер салатовый и клей ПВА). -Искусственные.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 10:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...