Папки-передвижки

«Ребенок открывает мир природы»

Олимпиада Давлетбаева
«Ребенок открывает мир природы»

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят от состояния природной среды. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с нею воздухом. Вспомним слова Н. И. Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Публикация «„Ребенок открывает мир природы“» размещена в разделах

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, с какого возраста начинается экологическое воспитание детей? (Ответы родителей).

Многие родители в анкетах написали с рождения, с одного года, с двух лет и т. д. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире, о природе. В детском саду экологическое воспитание начинается с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задачи воспитателя в работе с детьми раннего возраста:

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении (яркие объекты и явления природы : солнце, небо, радуга, дождь, снег, снежинки, ветер) : обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробушки, цыплятки», узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие (например, сломанная ветка плачет, и просит о помощи).

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы (песок, вода, снег, лед, камни, глина).

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями (дети раннего возраста в основном только наблюдают за трудом взрослого по уходу за комнатными растениями, но есть дети, которые хотят сами ухаживать за растениями). Мы с детьми только ухаживаем за растениями, но также проводим игры «У кого, какой цветок», «Чего не стало», читаем стихотворения. Например,

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодета ты!

Мы любуемся тобой!

Основными методами освоения задач в этом возрасте являются следующие.

- совместные со взрослым наблюдения, выявления сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

- игры – экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т. п.

- наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

- использование иллюстративно – наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.

- образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.

- продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Уважаемые родители, скажите что, прежде всего нам поможет развивать познавательный интерес к природе?

- Совместные прогулки;

- Обращать внимание на красоту родного края;

- Экскурсии в парк.

Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, за птицами и животными.

Давайте мы с Вами поиграем в игру «Я знаю».

- Встаём в круг. Я бросаю мяч называю зверей (птицы, рыбы, родитель поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей: лев, ёж, заяц, медведь, лиса».

Спасибо. Присаживайтесь.

А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях?

- Бережное отношение – это эмоционально-положительное отношение к природным объектам, умение бережно обращаться с ними.

- Заботливое отношение – готовность оказать действенную помощь объектам природы, защитить их от неправильных действий сверстников.

- Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия.

Да, я согласна с Вами, но при этом надо воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдать правила поведения в природе.

Какие правила поведения в природе необходимо воспитывать?

- Не разорять гнёзда.

- Не рвать охапками цветы.

- Не разорять муравейники.

- Не разжигать в лесу костёр.

- Не портите деревья.

- Убирать мусор за собой после пикника.

Конечно, эти правила для наших малышей можно сказать глобального масштаба. Нужно начинать с самых простых правил: когда идете с детского сада не бросать фантики, бумажки, не ходить по клумбам, бордюрам, не рвать цветы, не ломать постройки. Вот всему этому мы должны научить наших детей.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста на первый план ставятся нравственные цели, а затем уже обучающие. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка.

Литература.

1. Воронкович О. В. Добро пожаловать в экологию! Младшая группа (3-4 года). Наглядная информация для родителей. Часть 1 (сентябрь – февраль). Часть 2 (март – август). 2010г.

2. Зенина Т. И. Ознакомление детей раннего возраста с природой. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 112с.

3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 96с.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. И. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.

Публикации по теме:

«Летняя мозаика». Мой родной край«Летняя мозаика». Мой родной край Дорогие коллеги, сейчас наступила самая прекрасная пора - ЛЕТО! Наша сибирская природа настоящая волшебница. Каждый день она нам дарит что-то.

Экологическое воспитание детей раннего возраста. Экологическое воспитание детей раннего возраста. Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ребенок открывает мир природы»
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 12:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД