«Ребенок открывает мир природы»

Олимпиада Давлетбаева
«Ребенок открывает мир природы»

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят от состояния природной среды. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с нею воздухом. Вспомним слова Н. И. Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, с какого возраста начинается экологическое воспитание детей? (Ответы родителей).

Многие родители в анкетах написали с рождения, с одного года, с двух лет и т. д. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире, о природе. В детском саду экологическое воспитание начинается с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задачи воспитателя в работе с детьми раннего возраста:

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении (яркие объекты и явления природы: солнце, небо, радуга, дождь, снег, снежинки, ветер): обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробушки, цыплятки», узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие (например, сломанная ветка плачет, и просит о помощи).

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы (песок, вода, снег, лед, камни, глина).

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями (дети раннего возраста в основном только наблюдают за трудом взрослого по уходу за комнатными растениями, но есть дети, которые хотят сами ухаживать за растениями). Мы с детьми только ухаживаем за растениями, но также проводим игры «У кого, какой цветок», «Чего не стало», читаем стихотворения. Например,

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодета ты!

Мы любуемся тобой!

Основными методами освоения задач в этом возрасте являются следующие.

- совместные со взрослым наблюдения, выявления сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

- игры – экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т. п.

- наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

- использование иллюстративно – наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.

- образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.

- продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Уважаемые родители, скажите что, прежде всего нам поможет развивать познавательный интерес к природе?

- Совместные прогулки;

- Обращать внимание на красоту родного края;

- Экскурсии в парк.

Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, за птицами и животными.

Давайте мы с Вами поиграем в игру «Я знаю».

- Встаём в круг. Я бросаю мяч называю зверей (птицы, рыбы, родитель поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей: лев, ёж, заяц, медведь, лиса».

Спасибо. Присаживайтесь.

А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях?

- Бережное отношение – это эмоционально-положительное отношение к природным объектам, умение бережно обращаться с ними.

- Заботливое отношение – готовность оказать действенную помощь объектам природы, защитить их от неправильных действий сверстников.

- Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия.

Да, я согласна с Вами, но при этом надо воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдать правила поведения в природе.

Какие правила поведения в природе необходимо воспитывать?

- Не разорять гнёзда.

- Не рвать охапками цветы.

- Не разорять муравейники.

- Не разжигать в лесу костёр.

- Не портите деревья.

- Убирать мусор за собой после пикника.

Конечно, эти правила для наших малышей можно сказать глобального масштаба. Нужно начинать с самых простых правил: когда идете с детского сада не бросать фантики, бумажки, не ходить по клумбам, бордюрам, не рвать цветы, не ломать постройки. Вот всему этому мы должны научить наших детей.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста на первый план ставятся нравственные цели, а затем уже обучающие. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка.

Литература.

1. Воронкович О. В. Добро пожаловать в экологию! Младшая группа (3-4 года). Наглядная информация для родителей. Часть 1 (сентябрь – февраль). Часть 2 (март – август). 2010г.

2. Зенина Т. И. Ознакомление детей раннего возраста с природой. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 112с.

3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96с.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. И. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.

Публикации по теме:

«Летняя мозаика». Мой родной край«Летняя мозаика». Мой родной край Дорогие коллеги, сейчас наступила самая прекрасная пора - ЛЕТО! Наша сибирская природа настоящая волшебница. Каждый день она нам дарит что-то.

Экологическое воспитание детей раннего возраста. Экологическое воспитание детей раннего возраста. Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Ребенок открывает мир природы»
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 12:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...
«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов»
Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного...