Получи документы

Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете

Ольга Панарина
Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете

Тема: Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете.

Программа «Вдохновение» МКОУ Толмачёвская СОШ №61 ДО «Сказка»

Цель: Развитие связной и выразительной речи у детей дошкольного возраста; Практическое овладение детьми нормами речи.

Задачи:

Публикация «Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете» размещена в разделах

1. Способствовать общему овладению ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие

звуковой и интонационной культуры речи, нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей, формирование навыков свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Создать возможные условия, способствующие развитию речи детей через работу в центрах (театрализации, книжном, сюжетно-ролевом, развивайка, природ и наука) по развитию предпосылок формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой, понимание им на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование речевой активности.

3. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении и. получать удовольствие от общения; Посредством детского совета, работы в центрах, ежедневного общения. Формировать культуру рассказывания, умение выразить себя в устной и письменной речи, а также общий культурный кругозор личности.

4. Совершенствовать предметно-развивающую среду, для активации словестного творчества, расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы «Вдохновение». Оснащение наглядными пособиями и дидактическими материалами центров.

1.4 Методы развития речи :применяемые на детском совете и при работе в центрах.

1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Работая по программе «Вдохновение» мы занимаемся проектной деятельностью с детьми.

В раках детско-взрослого проекта «Театр-дети-театр» в апреле 2018г мною были взяты сказки, как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста. На детском совете применяю словесные и наглядные методы.

1 Выразительное чтение сказок детям.

2 Задаем вопросы разнообразные по своей направленности, помогающие точнее охарактеризовать героев, обратить внимание на эпизод, отдельную фразу персонажа, поступок, действие.

3. Рассматриваем иллюстрации и накапливаем представление о том, как рисунки художников помогают понять произведение. Например показ рисунка избушки, какая она? Волшебная или нет? ИТП.

4. Повторное чтение отрывка сказки по заявкам детей. Ребята полнее замечают сравнения и другие средства выразительности.

5. Предлагаем детям припомнить самый смешной, грустный, страшный эпизод.

6. Объясняем незнакомые слова

7. Учим сравнивать и сопоставлять, формируем привычку доказывать почему так, а не иначе. Ставим детей на место героев, давая возможность выбора собственной позиции.

8. Уделяем внимание развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Детям предлагалось отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.

9 Воспитываем чуткость к слову. Формированию речи способствовали такие приёмы работы со сказкой :

- находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова.

- постановка проблемного вопроса зачем? Почему?

- использовали приём «волшебной палочки» дети вызволяли героев из беды.

В центре «театрализации» использовались словесные и практические методы.

1. Пересказ эпизода от имени сказочного героя.

2. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

3. Пересказ по цепочке.

4. Пластические этюды.

5. Проводили специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить содержание сказок. Строили героев, предлагали назвать кто за кем стоит, появляется, действует, говорит ИТП. Это помогало в пересказе сказок.

6. Проводили драматизации наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активации словарного запаса.

7. Использовали тамтаморезки.

У нас в наличии несколько разновидностей театров.

Настольный : Бумажным, конусным, деревянными фигурками, театр ложек.

Стендовый : фланелеграф, магнитный.

Наручный: Перчаточный, пальчиковый, варежковый (из руковичек)

А так же театр масок, костюмы в уголке ряжения.

В «Книжном» центре использовались наглядные и словесные методы.

1. Поместить новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытаются определить о чем она.

2. Придумывание сказки на новый лад.

3. Придумывание нового названия. И записывание его посредством печатания, выкладывания из пуговиц, бусин, фасоли, карточек букв.

4. Придумывание нового конца. Пересказ с помощью иллюстраций или картинок.

5. Рассказывание сказок по схеме.

6. Придумывание длинного или нового слова. И записывание его посредством печатания, выкладывания из пуговиц, бусин, фасоли, карточек букв.

7. Развивающая игра : А если бы…. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

8. Используем метод (разработанный в Санкт-Перербурге, доктором психологии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстегнеевой) Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

-Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:

• Дидактические

• Художественные (народные и авторские)

• Психокоррекционные

• Психотерапевтические

• Медитативные

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)

создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Сказка «Репка» - помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Сказка «Маша и Медведь» - в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Сказка «Колобок» - жизненно – важный вопрос для ребё нка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:

• Первый шаг – хорошо;

• второй шаг – ничего;

• третий шаг – нормально;

• четвёртый шаг – съедят.

Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.

• Нельзя поступать так, как мама не велит

• Нельзя разговаривать с незнакомцами

• Нельзя сходить с намеченного пути

• Нельзя быть чересчур доверчивой

Сказка «Золотая рыбка» А. С. Пушкина учит тому,что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта.

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.

Развитие всех психических процессов ребенка.

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).

Снятие эмоционального и физического напряжения

В центре «развивайка» используются практический и наглядный методы.

1 Дидактические игры :

игры на совершенствование звукового анализа слова: Подумай не торопись. Придумаем сказку про слова.

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря) : Коробочки для складывания картинок. Вершки корешки. Лото - Что умеют делать звери? Какой, какая, какое? Кто сумеет похвалить? От каждого по словечку. Говори не задерживай.

Игры для развития грамматического строя речи: Закончи предложение. Напиши письмо сказочному герою. Кто знает другое слово. Размытое письмо. Живые слова.

Игры для развития связной речи : Поиграем в сказку. Придумаем сказку про слова. Кто больше заметит небылиц. Где начало рассказа. Исправь ошибку.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: Повтори. Похоже-не похоже. Поймай звук. 4. Лото «Назови картинку и найди гласный звук». «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С». Лото «Назови картинку и найди первый звук». «Замкни цепочку». «Каждому звуку свою комнату».

Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса) : «Собери пять». «Кто как голос подаёт». «Наоборот». «Кто больше знает». «Скажи по-другому».

Игры для развития грамматического строя речи: «Напишем в сказку письмо». «Доскажи словечко». «Кого я вижу, что я вижу». «Прятки». «Объясните, почему…».

Игры для развития связной речи : «Отгадай-ка». «Нарисуй сказку». «Фотограф». «Чего на свете не бывает».«Как ты узнал?»

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: «Составь слово». «Разгадай ребус».

Игры для развития лексической стороны речи: «Четвёртый лишний».«Верно ли это?».

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

2. Работа с Лэпбуками.

Первый лэпбук-«Развиваем речь». Содержание лэпбука способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка;знакомит с гласными и согласными звуками.

Разделы лэпбука:

- таблица с гласными и согласными звуками;

- упражнения для чтения слогов;

- артикуляционная гимнастика 20 карточек;

- дыхательные упражнения - 4 шт. ;

- пальчиковые игры - 3 шт. ;

- игры и задания:

Какой общий звук есть в словах каждого ряда?

Отгадай предмет по его частям.

Подбери похожие слова.

Назови 5 слов.

Назови слово противоположное по значению.

Назови одним словом.

Назови три слова.

Назови ласково.

- ребусы;

- придумай историю по картинке - 4 картинки.

- прочитай рассказ (два рассказа с картинками вместо слов в тексте)

- чистоговорки - 24 карточки;

- скороговорки - 6 шт. ;

- загадки - 8 шт.

И второй «Буквы алфавита» - Содержание лэпбука знакомит детей с буквами русского алфавита. Помогает запомнить форму букв, их порядок в алфавите.

Способствует развитию воображения, логического и творческого мышления.

Разделы лэпбука:

- Для каждой буквы алфавита предусмотрен свой кармашек, где расположены карточки с изображением буквы, стихотворения, с заданием для написания буквы, а также с предметом, название которого начинается на конкретную букву (кроме Ъ, Ы, Ь). Всего 129 карточек. Рассчитано на карточку 7х8 см. Вы можете добавлять свои задания по каждой букве.

- стихотворение "Весёлая азбука" поможет запомнить порядок букв в алфавите;

- задание "Угадай какая буква выглядывает", где нужно угадать букву по её фрагменту;

- задание "Какие буквы спрятались?", где нужно увидеть букву в наборе фигур;

- обводилки и раскраски помогут повторить порядок букв алфавита и развить логическое и творческое мышление, 6 карточек;

- задание "Собери букву", нужно составить букву из двух половинки, 33 карточки;

- загадки;

- игра "Паровозик". На вагончик можно установить любую букву из 30-ти. 60 карточек с предметами, которые раскладываются по вагончикам.

В «сюжетно-ролевом» центре использовались практические методы.

1 Игры по сюжетам сказок.

2 Путешествие по сказкам.

3 Сказки в шляпе.

4 Хороводные игры.

.

В центре «творческая мастерская» применялись практические и наглядные методы.

1. Изображение героев различными способами и нетрадиционные методы (рисование солью, капустой, различными предметами ИТП)

2. Рисование различных сюжетов сказок.

3. Изготовление реквизита и бутафории для постановки спектакля.

4. Обсуждение средств выражения в работах детей, размышление над тем как можно передать характер персонажа, как выразить настроение.

В центре «Природа и наука» мы используем словесный и практический методы.

1 Экологические сказки. Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край. Привить детям желание отстаивать и аргументировать свою позицию. В рамках дискуссии на экологические темы, дети практиковались в навыках ведения диалога.

2 Сказки на песке. Программа занятий опирается на: - разработанную в Международном Институте Комплексной Сказкотерапии отрасль знаний, именуемую «Икогенология» - науку о семейном благополучии и мудром воспитании детей. Использованы сказки Т. Д. Зинкевич-Евстигневой.

Цели и задачи занятий:

- помочь в исследовании своего внутреннего мира, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

- помочь стабилизировать эмоциональное состояние.

- развивать мелкую моторику, память, мышление, воображение.

Игра с песком благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Успокаивает импульсивных, помогает раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, обогатить речь. После проигрывания сказки в песочнице мы обязательно закрепляем беседой.

Театр из природного материала. (фигурки из шишек, желудей и. т. п)

Итогом проекта «Театр-дети-театр» стала постановка спектакля «Колобок».

Проведена работа с родителями. Были разработаны консультации и папки передвижки:

-Правила чтения сказок.

-Влияние сказок на восприятие мира глазами ребенка

-Какие сказки читать детям

-Роль сказки в развитии и воспитании.

-Сказкатерапия.

Родители принимали участие в подготовке к спектаклю. Сшили костюмы, помогали делать реквизит.

В процессе работы у детей сформировались определенные навыки и умения.

1. Внимательно и с интересом слушать сказки, стремиться к встрече со сказкой и её героями.

2. Устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в сказке, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, выражать свое отношение к ним.

3. Различать границы сказочного и реалистического.

4. Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.

5. Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ» Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого.

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Буратино» Опыт работы Тема: «Речевое развитие детей младшего.

Положение о методическом совете в межрайонных центрах «Семья» Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Юго-западный межрайонный центр «Семья» Принято Утвержденно Методическим.

Речевое развитие детей в системе работы по формированию начал экологической культуры Экологическое воспитание значимо и с   позиции личностного развития  ребенка. Правильное организованное, систематически  осуществляемое.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством тетрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.

Проект «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность темы Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей В настоящее время всё чаще игровую.

Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» Цель проекта: оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного.

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Театр и его истоки. Театр-это лучшее, по утверждению.

Речевое развитие детей в детском саду 2. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Приобщение новых поколений к.

Речевое развитие дошкольников посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей в ДОУ посредством работы в центрах и на детском совете
Опубликовано: 25 мая 2018 в 16:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД