Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Бибимайрам Мамаджанова
Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Тема самообразования:

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

"Здоровье — это вершина, которую

каждый должен покорить сам"

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности - в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него

Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

6. Формирование понятия "не вреди себе сам".

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают - нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. д.

Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий.

Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми

своих растущих физических возможностей.

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.

3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.

4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.

8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Я буду проводить работу в течение года по следующим направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Взаимодействие со специалистами.

3. Работа с родителями.

4. Взаимодействие с руководством ДОУ.

Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.

Будут использованы методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); употребление кислородных коктейлей; спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Работа с детьми будут проводится по следующим направлениям:

1. Развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища», «Строение тела», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».

2. Дидактические игры: «Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».

3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов.

4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; полоскание горла холодной кипяченой водой; мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания; применение луково–чесночной терапии; употребление фиточая.

Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями будут следить за состоянием здоровья детей, будут приглашены на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, будут проводиться беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также будет разъяснять важность и пользу здорового образа жизни.

Работа с родителями будет осуществляться с помощью:

1. индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни

2. вывешивание информации в родительском уголке.

3. совместные детско–родительские праздники и досуги: зимняя спортивная олимпиада, спортивный досуг «А, ну-ка, папы».

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

1. Программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков

3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М.: Просвещение, 1987. – 140с.

4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.

5. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке:

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

8. С. А Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка.

9. Идем гулять. Игры на свежем воздухе.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для родителей Формирование здорового образа жизни у дошкольников Фундамент активного здорового долголетия закладывается в.

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Образец отзыва о использовании методического материала «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» ОТЗЫВ об использовании методического материала при работе с родителями по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников».

Опыт работы «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» «Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри.

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности» Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.

Опыт работы по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» семинар-практикум Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» подготовила: Михайлюк Надежда.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Опубликовано: 30 мая 2016 в 21:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Веселые игры летом.
Консультация для родителей : Веселые игры летом Воспитатель : Бондарева И. В. Лето- прекрасное время года. А веселые игры летом сделают вашу летнюю прогулку...
Фольклорный праздник «Кузьминки»
Цел ь. Продолжать знакомство с праздником Кузьминки, народными приметами, обычаями, связанными с ним. Программное содержание. Приобщать к истокам...
Занятия с Блоками Дьенеша для детей 4–5 лет
Занятие 1 Игра «Ступени успеха» Цель:  Закрепление знаний о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник)  Знакомство с...
Консультация для родителей «Адаптация раннего возраста»
Консультация для родителей «Адаптация раннего возраста» Стародубцева Елена Консультация для родителей «Адаптация раннего возраста» Вы решили отдать своего...
Занятие в группе раннего возраста «Есть у нас огород»
Цели: Стимулировать познавательную активность детей через развитие мелкой моторики рук. Упражнять сохранять равновесие при ходьбе по уменьшенной площади,...