Система методической работы по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ

Юлия Лемкина
Система методической работы по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные истоки» (автор И. А. Кузьмин, которая основывается на культурно – исторической теории Л. С. Выготского и ведущей роли эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником. Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно – нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно- нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения технологии «Социокультурные истоки».

Методическая работа в ДОУ должна быть направлена на решение следующих задач:

1. активизировать педагогов на осознание актуальности проблемы;

2. повышать профессиональную компетентность педагогов через создание системы работы по внедрению технологии «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина;

3. обучить эффективным способам работы с детьми;

4. создать предметно-пространственную среду, способствующую духовно- нравственному воспитанию детей;

5. обучить педагогв эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно- нравственного воспитания.

Наша работа по этому направлению осуществляется в три этапа:

1 этап - информационно – аналитический

2 этап – практический

3 этап – контрольно – оценочный

1. Информационно-аналитический этап

Задачи:

1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно- нравственному воспитанию детей.

2. Анкетирование педагогов.

3. Анкетирование родителей.

4. Анализ уровня духовно – нравственного развития детей.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно- нравственному воспитанию.

В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно- нравственного воспитания дошкольников воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно- нравственного воспитания дошкольников.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно- нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

2 этап – практический

Работа по духовно – нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогическими кадрами;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

Задачи:

1. Повысить профессиональный уровень знаний педагогов по данному вопросу.

2. Создать условия, благоприятные для работы с детьми.

3. Формировать у родителей активную позицию по вопросам духовно – нравственного воспитания.

4. Активизировать взаимодействие с социумом.

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы с детьми.

Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Социокультурные истоки», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.

Семинары – практикумы - помогли воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей НОД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; смотры –конкурсы; мастер – классы.

В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.

Мы выделяем следующие направления работы с детьми (они представлены на слайде): тематическая НОД по ООП, образовательная деятельность по технологии «Истоки», беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

дни открытых дверей;

проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;

анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

На протяжении нескольких лет наш детский сад активно взаимодействует с образовательными учреждениями города.

Такое взаимодействие очень важно для социализации наших воспитанников, но оно важно и для тех, кто к нам приходит, так как при этом у детей:

• развивается способность к общению и толерантному поведению;

• формируются навыки ведения позитивного диалога с детьми с ОВЗ;

• появляется возможность реально проявить милосердие, сострадание, чуткость.

3 этап – контрольно – оценочный

Задачи:

1. Контроль за проведением мероприятий.

2. Анализ эффективности мероприятий.

3. Анализ полученных результатов.

4. Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

Контроль в различных его формах и методах обеспечивает слежение за состоянием, развитием педагогического процесса, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности, повысить качество дошкольного образования.

Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Глубокий и всесторонний анализ позволит каждому воспитателю со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, будет стимулировать на творческий поиск в воспитательной работе.

Мы отметили положительные стороны содержания программы «Социокультурные истоки», разработок, книг для развития:

1. Занятия, содержания книг носят интегративный характер (многие связаны с разделами общеобразовательной программы – ООП). Актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знания на новый мировоззренческий уровень, благодаря чему дошкольники активно осваивают духовно- нравственный опыт предшествующих поколений.

2. Содержание занятий выстроено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

На перспективу ставим следующие задачи:

1. Продолжить работу по профессиональной компетенции педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Социокультурные истоки».

3. Обобщить опыт работы педагогов по духовно – нравственному воспитанию.

4. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса с целью создания оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка.

5. Активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное здоровье современных детей. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы.

Концепция духовно-нравственного развития личности Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Космос
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Система методической работы по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 27 января 2014 в 20:41
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Сюжетно-ролевая игра
Дорогие коллеги, я вновь хочу рассказать об очередном мероприятии, прошедшем в нашем комплексе. Это был смотр-конкурс атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Мы...