Тема: «Система работы в ДОУ по формированию основ экологической безопасности с детьми старшего дошкольного возраста».

Татьяна Вытнова
Тема: «Система работы в ДОУ по формированию основ экологической безопасности с детьми старшего дошкольного возраста».

В результате научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности человека в природе на планете происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха…

Город Дзержинск в советское время являлся столицей отечественной химии, до 1991 года входил в число наиболее загрязненных городов, и характеризовался как город с неблагополучной экологической обстановкой. Промышленный спад химического производства оказал благоприятное воздействие на экологическую обстановку в городе и по результатам экоаудита проведенного в 2000 году, был охарактеризован как «умеренно загрязненный». Однако, накопленный за многие годы багаж «экологических проблем» продолжает влиять на здоровье его жителей, особенно детского населения (которое относится к группе риска по возникновению экозависимых заболеваний).

Приоритетным направлением МДОУ «Детский сад №10» г. Дзержинска, является физическое развитие детей. В настоящее время, когда прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания, и от того как человек себя ведет в этих условиях, возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в подобных экологических условиях, т. е. формирование у детей основ экологической безопасности.

Поэтому, вторым основным направлением своей деятельности наше ДОУ определяет экологическое воспитание детей, и выделяет следующие задачи:

1. Способствовать формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний, целостных и ценностных представлений о природе, как о живом организме;

2. Формирование у детей осознанного отношения к природе,

экологически мотивированного отношения к ней.

Для успешного решения поставленных задач педагогическим коллективом ДОУ, прежде всего, было создано экологическое пространство.

В 1997 в отдельном помещении была организована комната природы, а в штатное расписание, (дополнительно, была введена единица воспитателя-эколога.

В нашей комнате природы широко представлен растительный и животный мир.

Её обитателями являются: мадагаскарский таракан и таракан Мертвая-голова, сухопутные и красноухие черепахи, разновидности попугаев, кролики декоративные, шиншилла, белки, рыбки, игуана петушок и курица, хомяки (сирийский, джунгарский, ангорский, мыши (песчанки, морские свинки.

Дети старшего дошкольного возраста привлекаются к посильной заботе о животных в «Комнате природы».

Отдельно для образовательной деятельности с детьми выделена экологическая комната и экологическая лаборатория. На территории ДОУ имеются огород, цветник, а так же, в процессе создания и пополнения, экологическая тропа.

Кроме этого в групповых комнатах организованы

уголки природы (где также имеются комнатные растения в соответствии с программными требованиями);

огород на окне (растения которые выращиваются в нем зимой, ребята с удовольствием, пересаживают их на огород на территории ДОУ где продолжают наблюдать за их ростом и ухаживать за ними);

уголки экспериментальной опытнической деятельности. А в группах С целью охраны здоровья воспитанников администрацией ДОУ организуется контроль за исполнениями санитарно-гигиенических норм, проводится мониторинг здоровья воспитанников, экологический мониторинг питания, анализ экологических условий ДОУ (нами составлен экологический паспорт).

С целью комплексного решения задач экологического воспитания детей было установлено взаимодействие с представителями социальных институтов занимающихся вопросами экологического образования:

- МУ ДОД Эколого-биологический центр (с которыми организуются следующие формы работы: экскурсии, практические семинары для педагогов ДОУ, смотры-конкурсы, выставки);

- МУ Дзержинский краеведческий музей (формы работы: краеведческие экскурсии; историко-художественные мини-спектакли);

- ДЮЦ «Магнитная стрелка» (формы работы: туристические походы; спортивно-туристические праздники; краеведческие экскурсии);

- Детская библиотека им. Ю. Гагарина (в рамках реализации программы «Экологическая азбука» формы работы: экологические уроки; экологические праздники, развлечения; практические семинары для педагогов ДОУ; конкурсы; круглый стол);

- МОУ СОШ №27 (в рамках продолжения программы «Экологическая азбука» формы работы с ней: экологические уроки; участие в акциях организуемых учащимися СОШ; экологические праздники; круглый стол).

С целью решения поставленных задач по формированию основ экологической безопасности, у старших дошкольников, нами были определены основные направления работы с детьми, а именно:

1. Знакомство дошкольников с особенностями взаимоотношений человека и влияния его деятельности на окружающую среду.

2. Организация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды.

С целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экологической обстановкой в родном городе и влиянием деятельности человека на окружающую среду организуется эколого-краеведческая работа с детьми, которая проводится не только на базе городского краеведческого музея, но и в краеведческом музеи ДОУ, по следующим циклам занятий на темы:

- «Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду»;

- «Дзержинск 90-х – центр химической промышленности»;

- «Здоровье человека и окружающая среда».

Особое место и роль в работе с детьми по второму направлению работы, занимает организация в ДОУ природоохранных акций:

- «Сухая веточка»,

- «Поможем деревцу!»,

- «Капелька»,

- «Помоги птицам» и т. д. ,

Цель которых способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, осмыслению у дошкольников разных аспектов взаимодействия человека с природой.

В рамках акций проводится трудовой десант (трудовая деятельность детей, с целью привлечения детей к оказанию практической помощи объектам живой природы, это позволяет решать не только воспитательные задачи, но и формировать у детей положительное отношение к природе.

Кроме этого, задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро «Пионерское», ближайший лесной массив и т. д.).

Вся работа по экологическому воспитанию детей в ДОУ строится в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека.

Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах. Кроме этого для родителей в ДОУ с целью пропаганды действуют экологические газеты: «Елочка», «Прикоснись к природе сердцем» и т. д.

Наша система работы по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время.

Публикации по теме:

Статья по экологическому воспитанию на тему: «Планета Земля в опасности» В наше время в СМИ, всё активнее обсуждается тема об экологической среде, часто можно услышать или прочесть, что она загрязняется и гибнет,.

Экологическое воспитание старших дошкольников Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Космос
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Тема: «Система работы в ДОУ по формированию основ экологической безопасности с детьми старшего дошкольного возраста».
Опубликовано: 29 октября 2012 в 16:22
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Аппликация из нетрадиционных...
Цель :формировать у детей интерес к домашним животным. Задачи: Обучающие : Закрепить знания о домашних животных. Познакомить с новыми техниками выполнения...
«Ресторан для птиц» — с заботой о пернатых. Фотоотчёт
Трудно птицам зимовать, Нужно птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров Каждый...
И снова о совах. Мастер-класс лепки совы с детьми старшего возраста
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сегодня покажу вам мастер-класс по лепке совы из пластилина с детьми старшей группы. Ребята с...
Фотоочерк «Отдых в Горном Алтае»
Лето самое чудесное время года. Так как у каждого человека есть возможность отдохнуть где - либо. Вот и у нас с сыном предоставилась такая возможность в июле...
Аппликация во второй младшей группе «Снеговик»
Цель: - закреплять знания детей о круглой форме, также о различии предметов по величине; - учить детей составлять изображение из частей, правильно их...