Тема: Свойства воды, льда и пара

Надежда Клюкас
Тема: Свойства воды, льда и пара

Задачи: Уточнить знания детей о свойствах твёрдого, жидкого и газообразного тел. Дать представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Оборудование: тарелочка с цветным льдом, палочка длиной 12-15см, баночки, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, подносы для каждого ребёнка.

У воспитателя: банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лёд толщиной 0.5-1см, шампунь, 2матрёшки, гвоздик, альбомный лист.

Описание хода занятия.

Дети вошли и расселись за столами.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воды, льда и пара. Я расскажу вам сказку о маленькой капельке. Жила-была капелька, Там, где она родилась было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она пряталась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала лёгкой, как воздух и невидимой, как он и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнышка. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер, который не секунды не сидит без дела погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжёлой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз,но по дороге замёрзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту сторону, где уже наступила зима. Понравилась вам эта сказка? О чём она?

Воспитатель: Что у вас на столах?

Дети: Подносы, льдинки, банки с водой.

Аня: Льдинки-то цветные!

Воспитатель: Возьмите их в руки, погрейте.

Дети берут лёд в ладони.

Воспитатель: Что можно сказать про лёд? Он горячий, аж жжётся!

Дети: Нет, он очень холодный, потому и жжётся. Мокрый, твёрдый. Гладкий, скользкий. Он тает.

Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладонях и тарелке?

Дети: Вода. Цветная вода.

Воспитатель: Почему лёд тает?

Дети: Потому что тепло, тёплые руки.

Воспитатель: Бросьте льдинки в банку с водой. Что вы видите?

Дети: Они плавают.

Воспитатель: Почему?

Дети: они очень лёгкие.

Воспитатель: Посмотрите на мою льдинку. Какого она цвета?

Надя: Белая она.

Воспитатель: Да, белая, такая же как этот лист бумаги (показывает альбомный лист). Молчание.

Серёжа: Нет, не такой белый, лёд прозрачный.

Воспитатель: Кто прав Надя или Серёжа? А как проверить кто прав?

Дети: Можно посмотреть. Я через лёд вижу вашу руку, а через листок бумаги – нет.

Воспитатель: Действительно вот 2 матрёшки, я одну спрячу за кусок льда, а другую за листок бумаги. (прячет)

Дети делают вывод, что лёд прозрачный, а не белый.

Воспитатель: Возьму сейчас молоточек и постучу по льдинке. Какая она?

Дети: Твёрдая.

Воспитатель стучит сильнее – лёд раскалывается.

Воспитатель: Ой, что произошло?

Дети: Льдинка разбилась.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она тонкая была.

Воспитатель: А какой лёд не разобьётся от моего удара?

Женя: Толстый лёд на реке. Он даже человека выдержит.

Воспитатель: Всегда ли он толстый лёд на реке?

Дети: Нет. Весной тает. Он и зимой бывает тонкий. По реке ходить нельзя когда лёд тонкий.

Воспитатель: У вас в баночках с водой весна или зима?

Дети заглядывают в свои банки и не видят вообще льда. В банках чуть подкрашена вода.

Дети: У нас уже лето. Льда совсем уже нет. (дети смеются)

Воспитатель: Куда уже делся ваш лёд?

Дети: Растаял. Это же вода замёрзшая была.

Воспитатель: А в моей банке ручеёк. Послушайте.

Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.

Воспитатель: Что делает вода?

Дети: Переливается. Журчит. Песни поёт. Льётся. Шумит. Она у вас разговаривает.

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети почти хором: Прозрачная.

Воспитатель: Как проверить?

Дети: Бросить туда надо что-то.

Воспитатель: Вот у меня есть гвоздик. Можно его бросить?

Дети: Да!

Воспитатель бросает гвоздик: Что произошло?

Дети: Его хорошо видно, вода прозрачная.

Воспитатель: Я предлагаю вам ещё опыт.

Воспитатель подошёл к детям и каждому в банку налил немного шампуня.

Воспитатель: Прошу палочками размешать получившуюся жидкость.

Дети взбалтывают шампунь.

Воспитатель: Что получается?

Дети: Вода пенится. Стала мутной. Хорошо пахнет. Пузыри вверху стали плавать.

Воспитатель: Для чего нам нужна такая жидкость?

Дети: Голову мыть. Мыться можно. Пузыри мыльные пускать.

Воспитатель: Прекрасная идея. Мы оставим эту воду для мыльных пузырей. А можно этой водой мыть голову?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она холодная.

Воспитатель: А как вы узнали?

Лада: Я потрогала банку – она холодная. (все дети прикасаются к банке)

Дети: Да, нельзя мыть голову, холодная вода.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы вода была тёплая?

Дети: Подогреть её.

Воспитатель: На чём?

Дети: Костре, плите, кипяток влить.

Воспитатель: А можно кипятильником?

Воспитатель достаёт кипятильник, включает его для подогрева воды.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она становится теплая.

Воспитатель: А чтобы была горячей, что надо?

Дети: Ещё больше подогреть.

Воспитатель: Что хорошего в том, что вода будет горячей?

Дети: Можно голову мыть, посуду. Чай пить. Согреться.

Воспитатель: Что плохого в горячей воде?

Дети: Можно обжечься. Стакан лопнуть.

Воспитатель: Вот моя вода кипит.

Люба: Нет, ещё не кипит, не булькает.

Аня: Надо, чтобы булькало.

Вода закипела.

Дети: Теперь кипит.

Воспитатель: Что это такое у банки идёт?

Саша: Дым.

Вова: Не дым, а пар!

Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды. Дети внимательно смотрят. Вода начала стекать опять в банку.

Воспитатель: Ребята. Что это у нас? Вода капает.

Дети: Дождь в банку капает.

Воспитатель: Да ведь был пар. Откуда вода на стекле взялась?

Дети: Она в паре вода-то. Вода собралась на стекле.

Воспитатель: Так что же получается, лёд – это вода и пар – это вода?

Дети: Да и лёд и пар – всё это вода. Лёд – холодная вода, вода которая замёрзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, она в пар превращается.

Воспитатель: забыли мы про свои пузыри. (Предлагает детям выйти из-за стола попускать мыльные пузыри. Включает запись весёлой песенки.)

По окончании звучания песенки, воспитатель предлагает оставить пузыри. Воспитатель предлагает вернуться на палас.

Воспитатель: Так вода может быть…

Дети: Паром, льдом, просто водой.

Воспитатель: Я расскажу вам сейчас почему так происходит. И в паре и в воде, И во льду живут маленькие человечки. Живут они только по- разному. Во льду человечки твёрдо стоят на ногах и крепко держатся за руки вот так. Сейчас мы все человечки льда. Воспитатель пытается «разбить» лёд.

Воспитатель: Нет, у нас твёрдый зимний лёд на реке.

Воспитатель: А я сейчас, как Волк из «Ну-погоди!» включу кипятильник, опущу в реку и весь ваш твёрдый лёд растает. (включает кипятильник)

Воспитатель: Ой! Наши человечки уже не так твёрдо держатся за руки. Они отпускают руки и становятся человечками воды, которых легко можно перелить куда угодно.

Воспитатель: А какие человечки бывают у пара? Как вы думаете, какие они? Так же спокойно в банке живут?

Дети: Нет, они из банки выбегают.

Воспитатель: Вот вы человечки пара – разбегайтесь дети по всей комнате. А сейчас я «выключу» свой кипятильник. Что происходит в серии «Ну- погоди!», когда заяц выключает кипятильник?

Дети: Вода стала замерзать

Воспитатель: Где наши человечки льда?

Дети быстро берутся за руки и твердо стоят на ногах.

Воспитатель: Мы с вами были человечками льда, воды и пара.

Воспитатель: Что интересного узнали вы на занятии?

Загадки

Его просят, его ждут, придёт прятаться начнут. (дождь)

С неба – звездой, а в ладони – водой. (снег)

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели, он пахнет весной. (сосулька)

Публикации по теме:

«Раздувайся пузырь» познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей 4–5 лет ТЕМА: «Раздувайся пузырь» Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обследовании предметов водно – воздушной среды. Побуждать.

Шоу мыльных пузырей.Шоу мыльных пузырей. Шоу мыльных пузырей. Сегодня наш д/сад посетили клоуны. Они показали шоу мыльных пузырей. Дети с интересом смотрели представление, охотно.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Тема: Свойства воды, льда и пара
Опубликовано: 24 января 2013 в 21:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ . Продолжать освоение техники...
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...