МААМ-картинки

Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа

Анжелика Чумак
Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа

Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»

подготовительная группа

Цель:

1. Воспитывать любовь к малой Родине;

2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа:

глечик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия „Традиции и быт Кубанского казачества“ подготовительная группа» размещена в разделах

рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея детского сада, беседы с детьми.

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?

Дети:

Родственники, предки, родичи.

Воспитатель:

Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату, наших дальних – дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать : «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!» Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит пожилая казачка.

Воспитатель:

Смотрите дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да тут и хозяйка есть! Здравствуйте!

Казачка :

(встает) – Здравствуйте, хлопчики и девчата (низко кланяется). Зовут меня Александровна. Проходите в нашу хату, я гостям рада.

Воспитатель:

Александровна! Мы с ребятами хотели бы побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.

Казачка :

С удовольствием расскажу. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» - рубель).

Казачка :

Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.

Дети:

Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.

Казачка :

Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а чаем угощаю, конечно же, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель:

Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка : Какие же расскажите.

Дети: Конь казака – лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель:

А еще, мы знаем много кубанских традиций

Казачка :

Правда? А какие же?

Дети:

Казаки гостей встречают хлебом – солью

На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка :

Ну и молодцы! Просто здорово. Все о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети рассматривают фотографии.

Казачка :

А вот об одной казачьей традиции вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:

Ничь сизокрылая за викном

Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квитки и дэрэвья сплят.

Ничь сызокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.

По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать тоже самое.

Казачка :

А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает крышку).

Дети:

Наверное, одежду.

Казачка :

Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.

(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку). Теперь вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку и слушают.

Казачка :

жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала его звать.

Ивасику приплынь до бэрэжку.

Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он ножками уперся и кричит: «Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».

А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!»

Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А мэни краюху?»

Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили, напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.

Понравилась вам сказка? Все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель:

Дети! Часы не зря бьют. Мы с вамизасиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка :

А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети:

Глэчик.

Казачка :

А для теста?

Дети:

Макитра.

Казачка :

А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг».

Дети:

Рубель.

Казачка :

Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках, помните о них.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание детей на основе традиций кубанского казачества» «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Слайд 1 Слайд 2 Край наш кубанский, Родные просторы: Нивы бескрайние,.

«Проектирование и сценирование образовательной работы с дошкольниками» Тема «Здоровье». Подготовительная к школе группа Тема «ЗДОРОВЬЕ». П. С. : Формировать у детей представление о том, что здоровье – самое дорогое, что есть у человека, беречь и укреплять его.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление дошкольников с жизнью и бытом кубанского казачества в старину» Программное содержание: - Закрепить знания детей о быте и жизни кубанского народа в старину; - Познакомить с крестьянской хатой и домашней.

Конспект занятия «Формирование сенсорных эталонов». Тема «Транспорт». Подготовительная группа Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов» Тема: «Транспорт» Задачи: 1. Обогащение чувственного опыта детей (оттенки, геометрические.

Конспект занятия по Познание ФЭМП. Тема: Представления об арифметической задаче (подготовительная группа) Цель: Формирование начальных математических знаний, развитие элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные - Упражнять.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Конспект занятия по ознакомлению с бытом и культурой Кубанского казачества «Русская печка всему дому кормилица» Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ ДСКВ 31 г. Ейска МО Ейский район. Воспитатель: Коваленко Т. З. Русская печка – всему дому.

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом, традициям и культурой Кубанского казачества. 2. Развивать познавательный.

Вечер развлечения «Тувинские народные традиции» (средняя группа)Вечер развлечения «Тувинские народные традиции» (средняя группа) Дети заходят в национальной одежде садятся на стульчики. Входит ведущая одетая в тон (тувинский халат). Ведущая: Экии, уруглар! Здравствуйте,.

Задания логопеда воспитателям по лексической теме «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Тема: Народная культура и традиции» 1)Артикуляционная гимнастика 2)Дыхательная гимнастика 3)Пальчиковая гимнастика За работу. Ну ка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа
Опубликовано: 25 января 2016 в 19:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД