Влияние дыхательной гимнастики на формирование правильного дыхания у детей с туберкулезной интоксикацией

оюмаа артына
Влияние дыхательной гимнастики на формирование правильного дыхания у детей с туберкулезной интоксикацией

Представление опыта работы руководителя физического воспитания.

Тема: «Влияние дыхательной гимнастики на формирование правильного дыхания у детей с туберкулезной интоксикацией.

Актуальность. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную этиологию. К их числу принадлежит туберкулез.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации дают основание полагать, что и в будущем, если не будут предприняты радикальные меры, эта негативная ситуация не только сохранится, но и примет необратимый характер. Уже сейчас она несет в себе реальную угрозу здоровью населения. По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.

На сегодняшний день состояние здоровья детей в Республике Тыва прогрессивно ухудшается. По данным Министерства здравоохранения в РТ ежегодно заболевают 65 детей дошкольного возраста. Очень тяжелое положение сложилось в Барун-Хемчикском кожууне. Активно болеющие дети до 7 лет – 14, тубконтактные дети до 7 лет – 420 детей.

Следует отметить, что в работе нашего детского сада компенсирующего вида традиционно решаются, не только лечебно-профилактические, воспитательно-образовательные, но и физкультурно-оздоровительные задачи. Это определяется спецификой направления работы детского сада, приоритетным направлением которого является охрана жизни и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией (дети, находящиеся в непосредственном контакте с туберкулезными больными, обеспечение физического развития детей, оказание консультативной помощи родителям по вопросам профилактики заболеваний туберкулезом.

Цель работы: Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми с туберкулезной интоксикацией. Оздоровление детей, профилактика заболевания туберкулезом, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

- Проанализировать состояние теории и практики оздоровления, воспитания и развития детей, ослабленных туберкулезной интоксикацией.

- Продолжать работу по улучшению условий физического развития детей с туберкулезной интоксикацией.

- Разработать комплекс дыхательных упражнений для детей и проследить ее эффекты.

- Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболевания туберкулезом.

- Продолжать работу по индивидуальному сопровождению детей по всем компонентам здоровья (психическое, соматическое, физическое, духовно-нравственное, социальное).

Приступая к решению этих задач, мы исходили из гипотезы, что организация комплексной программы по дыхательной гимнастике в детском саду один из основных факторов положительно влияющий на состояние здоровья детей, их физического и психического развития.

Мною была поставлена задача: разработать и внедрить в практику работы групп для детей с туберкулёзной интоксикацией комплекс дыхательных упражнений, направленных на оптимизацию их физической подготовленности и улучшение состояния здоровья.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня здоровья детей.

2. Совершенствование физических качеств, таких как выносливость, быстрота, сила, равновесие.

3. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья человека.

Описание работы:

В течении 3-х лет я работаю в детском саду «Аржаан» компенсирующего вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна, с круглосуточным пребыванием для детей с туберкулезной интоксикацией. В детском саду функционируют 2 разновозрастные группы:

младшая группа - с 2 до 3 лет;

старшая группа – с 4 до 7 лет.

Всего детский сад посещают 30 детей с ранним проявлением туберкулезной интоксикацией. Особенностью детского сада является частая миграция детей. Они находятся в ней 1 год (реже 1,5 – 2 года). Воспитанники имеют II и III группы здоровья.

Дети, с туберкулезной интоксикацией, соматически ослаблены, быстро утомляются, физически невыносливы, страдают неординарностью, скованностью движений. Им свойственны капризность, подавленность, заторможенность. Еще в 1891 г. Ю. Т. Чудновский писал о благотворном влиянии дыхательных упражнений на больных туберкулезом легких. Он отметил их благоприятное влияние, проявившееся в нормализации сна, уменьшении одышки, улучшении отхождения мокроты, увеличении подвижности грудной клетки и мышечного тонуса. Автор считал, что положительный терапевтический эффект обоснован применением дыхательной гимнастики, которая способствовала улучшению кровообращения в легких.

В последние годы наблюдается всплеск интереса к дыхательной гимнастике в теории и практике физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (Е. Н. Вареник). Комплексы такой гимнастики, обычно создаются применительно к контингенту здоровых детей, однако они активно используются и в работе с ослабленными (в том числе - туберкулезной интоксикацией) детьми. Одна из немногочисленных работ, выполненных в русле этого направления на материале санаторного туберкулезного детского сада, принадлежит П. П. Болдурчиди.

Изучив многолетние исследования и анализ состояния здоровья детей нашего детского сада я пришла к выводу о необходимости составления комплексного плана физкультурно-оздоровительной работы, в частности определенного комплекса дыхательных упражнений, нацеленных на формирование навыков правильного дыхания, укрепления и развития дыхательных мышц, коррекцию осанки, дыхательных и звуковых упражнений, процедур закаливания, что послужило основанием для выбора моей темы работы.

Для данной работы я выбрала методику А. Н. Стрельниковой «Гимнастика вдоха», сущность которой – дыхательные упражнения, сопровождаемые движениями рук и туловища. Эти упражнения оказывают благотворное влияние на работу легких и способствуют, в конечном счете, оздоровлению детей.

Стрельниковская гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память. Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть. Исходя из полученных результатов, выявленных в ходе мониторинга, мною была разработана система комплексов дыхательных гимнастик по методике Стрельниковой А. Н.

Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями у детей с туберкулезной интоксикацией увеличивается резервные возможности дыхания – жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость.

На занятиях по физической культуре при заболеваниях органов дыхания применяю общетонизирующие и специальные упражнения. Общетонизирующие упражнения усиливают дыхание. Для активизации функции дыхательного аппарата применяются упражнения умеренной и большой интенсивности. В тех случаях, когда активизация дыхания не показана, используются упражнения малой интенсивности.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы. Упражнения для пояса верхних конечностей активизируют кровообращения в легких; создается так называемая «рабочая гиперемия», которая способствует ликвидации воспалительного процесса, уменьшению застойных явлений в легких, предотвращению развития пневмосклероза.

Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А. Н. мы занимаемся как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.

Дыхательные упражнения выполняем во время разных режимных моментов. На прогулке дыхательную гимнастику проводим при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра.

Во-первых, на свежем воздухе заниматься с детьми лучше, чем в помещении.

Во-вторых, есть время и возможность заниматься индивидуально, по подгруппам, со всей группой.

В-третьих, реализуется потребность детей в движении.

В-четвертых, после окончания гимнастики внимание детей еще " собрано", они слушают и слышат слова воспитателя.

Наконец, дыхательную гимнастику можно провести в конце прогулки, и, "шмыгать носиками" во время ходьбы, вернуться с прогулки в раздевалку. Как правило, такой "переход" более интересен детям, особенно малышам, чем обычная ходьба.

При применении комплекса дыхательных упражнений необходима определенная последовательность выполнения основного комплекса упражнений. Гимнастику начинаем с разминочных упражнений: "Ладошки", "Погончики", «Насос» и т. д.

Для того, чтобы выполняемые упражнения оказались эффективными, необходимо выполнять вдохи с определенной частотой - 3 раза за 2 секунды.

Выдох, в отличие от вдоха, должен производиться без дополнительных усилий. Выполнять его можно через рот или нос.

Гимнастику я провожу в непосредственной организованной деятельности по физической культуре после продолжительного бега, прыжка и т. д. Например, при выполнении упражнения "Ладошки" ребенок может поднять плечи, напряженно держать голову, напрягать руки. Локти в это время излишне раздвигаются в стороны или, наоборот, плотно прижимаются к телу. В этом случае надо предложить встать прямо, опустить руки вниз и мягко их встряхнуть ("руки как тряпочки"). Упражнение "Обними плечи". Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее. Не разводите руки в стороны, не напрягайтесь, обнимайте себя легко. Одновременно с каждым броском и вдохом думайте: "Зажимаю там, где болезнь расширила". В момент встречного движения рук можно голову слегка откидывать назад (вдох с потолка, представляя, что "плечи помогают вдоху".

Для детского организма, ослабленного туберкулезной интоксикацией, правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Для этого нами был проведен:

1) сравнительный анализ заболеваемости;

2) тест определения частоты дыхания по методике В. И. Покровского;

3) мониторинг физической подготовленности по методике О. В. Головина.

1. Анализ заболеваемости детей за 3 года показывает значительную эффективность специальной оздоровительной и лечебно-профилактической работы по укреплению здоровья ослабленных детей.

По данным 2012 г. можно увидеть значительное уменьшение показателей заболеваемости по сравнению с 2009г. Число заболеваний сократилось на 19%. В том числе количество заболеваний ОРВИ снизилось на 35%. Число пропущенных дней по болезни сократилось на 35,4%. Из них по заболеваниям ОРВИ пропущено на 37,3% дней меньше.

2. Для определения частоты дыхания использовался тест предложенный Покровским В. И.

Содержание теста.

Для определения частоты дыхания нужно положить одну руку на грудную клетку, другую на живот. Следует учитывать каждый подъем грудной клетки или живота в течение 1 минуты, что соответствует количеству дыхательных движений за это время. Подсчет частоты дыхательных движений производится за 1 минуту до физической нагрузки.

К 4-6 годам частота дыхания в норме составляет 23-25 вдохов в 1 минуту, 26-30 - учащенное дыхание, 17-22 - замедленное дыхание.

Таблица состояния частоты дыхания на начало и конец учебного года.

На начало года На конец года Результат

1 Сыйлаан-оол Чаян 25 26 норма

2 Кужугет Аюш 21 23 Норма

3 Тюлюш Буян 24 25 Норма

4 Чат Камила 19 24 Норма

5 Сечек Алдын-Сай 22 24 Норма

6 Хертек Ану 22 25 Норма

7 Намчал Чингис 19 22 замедленное

8 Сарыглар Весел 22 24 норма

9 Иргит Онзана 21 25 Норма

10 Чозар Алина 20 24 норма

11 Кужугет Аюна 21 22 Замедленное

12 Хертек Демирлан 24 25 Норма

13 Самбуу Сайын 23 23 Норма

14 Иргит Самир 23 25 Норма

15 Сенденмаа Айлуна 21 22 Замедленное

По результатам проведенного мониторинга можно сделать следующие выводы:

- на начало 2011-2012 учебного года в мониторинге участвовало 15 детей

из них у 10-ти детей из 15-ти частота дыхания ниже нормы, у 5-ти детей частота дыхания в норме.

- на конец года в норме 12 детей, трое детей с замедленной частотой дыхания.

Дальнейшая работа будет вестись с тремя детьми имеющих отклонения в системе частоты дыхания, в связи с заниженной вероятности заболевания детей.

3. Для изучения физической подготовленности ребенка, был проведен мониторинг физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы, равновесия по методике О. В. Головина. Исходя из этой методики была составлена индивидуальная карта на каждого ребенка, который посещал детский сад в течении 3-х лет.

Индивидуальная карта физической подготовленности ребенка.

Ф. И. ребенка ___Сыйлаан-оол Чаян_Орланович___

Группа: ___старшая___

Индивидуальная карта физической подготовленности ребенка.

Ф. И. ребенка ___Кужугет Аюш Адыгжыевич___

Группа: ___старшая___

На основе полученных данных мониторингового исследования видно, что общая физическая подготовленность детей имеет позитивную динамику.

Вывод. Применение дыхательные упражнений, профилактические и закаливающие процедуры позволили укрепить иммунитет детей к заболеваниям, помогают детям успокоиться, сконцентрироваться и поверить в себя. Обычно, детям присуща огромная радость, они все делают с вдохновением. Дети не должны утратить свою радость, нельзя заставлять их делать что-то через силу. Необходимо стать для них примером, это и будет самая лучшая мотивация. Но нельзя допускать во время дыхательных упражнений лишней беготни.

Таким образом, организация комплексной физкультурно-оздоровительной работы посредством дыхательной гимнастики положительно влияет на состояние здоровья, соматическое и психическое развитие детей, она дает большой положительный результат в укреплении здоровья детей, рекомендована всем детям как метод лечения, и как метод профилактики.

Публикации по теме:

Нестандартное физкультурное оборудование.Нестандартное физкультурное оборудование. Наш детский сад посещают дети ослабленные, с туберкулезной интоксикацией, поэтому забота о здоровье является основной задачей всех сотрудников.

Презентация работы по самообразованию. Презентация работы по самообразованию. Тема работы "ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Логические загадки
  • Экология
Автор публикации:
Влияние дыхательной гимнастики на формирование правильного дыхания у детей с туберкулезной интоксикацией
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 16:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...