Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр

Павлина Попова
Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр

Игра — подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в обществе сверстников.

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, речи, отношение к товарищам и взрослым.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта, ребенок развивается под воздействием воспитания, и под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к окружающему, к жизни и работе взрослых.

Сюжетно ролевая игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений, она имеют большое образовательное значение, тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Подражая в игре труду взрослых, их поведению, речи, дети никогда не остаются равнодушными, впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных.

Таким образом, игра детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его речь, эмоциональность, активность, потребность в общении. Чем, старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра.

Правильно развитая (сформированная) речь имеет огромное значение

для развития сюжетно-ролевой игры как становления самодеятельной формы поведения.

В сюжетно-ролевой игре у детей, имеющих достаточно знаний, полученных впечатлений, с хорошо развитой речью, появляется возможность самостоятельно намечать сюжет и организовывать игру, находить партнеров, устанавливать взаимоотношения с товарищами, разыгрывать роли, изображая те или иные события, размышляют над ними, устанавливать связь между различными явлениями.

Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, и выбирать средства для реализации своих замыслов, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные, представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно, и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Но часто у ребят не хватает знаний о явлениях жизни, слов-названий предметов, признаков и действий, которые они отображают и используют в игре.

И так основной путь влияния на выбор игры — создание у детей таких ярких, конкретных, представлений.

Педагоги используют разнообразные формы работы для знакомства с трудом взрослых, с событиями общественной жизни: занятия, экскурсии, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, разнообразные игры, просмотр кинофильмов, всё это дает материал для игры, заставляют работать воображение способствующие обогащению сюжета игр и развитию речи детей.

Одна из форм работы по созданию у детей таких ярких, конкретных представлений - индивидуальная работа.

Индивидуальная работа способствует сообщению дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора и развития связной речи.

Наблюдая за играми детей - логопатов поступивших в старшую логопедическую группу, хорошо видны недостатки речевого развития, недостатки знаний о предметах, явлениях окружающей жизни, которые они отражают в своих играх.

Игры некоторых детей заключается, только в том, что они сидят на «машине и куда-то едут», многие дети бегают бесцельно по группе, или дерутся из-за игрушки.

Естественно такие игры сюжетно ролевыми назвать нельзя, игры детей, поступающих в старшую логопедическую группу, не соответствуют их возрасту. Причина бедности этих игр в том, что представления у дошкольников нечеткие, отрывочные, впечатлений много, а разобраться в них им трудно. Главное, у детей нет достаточных представлений о деятельности людей, а игра возникает в том случае, когда они видят действия людей, понимают их значение и смысл, которым затем подражают.

Много усилий приходится приложить всем педагогам, работающим с детьми – логопатами, чтобы научить их играть в сюжетно ролевые игры.

В Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной, даны лексические темы на каждый период обучения.

Совместно с педагогами МДОУ разработан перспективный план работы с детьми по каждой лексической теме.

Индивидуальные занятия проводятся по всем лексическим темам систематически, и соответственно плана, в игровой форме с использованием наглядного материала: картинок, игрушек, муляжей и натуральных предметов, которые дают детям яркие впечатления, увлекают их, возбуждают у детей желание играть с ними.

На индивидуальных занятиях используются разнообразные формы работы, методы и приёмы с детьми. Рассматривание с детьми иллюстраций, серий картинок, беседы по их содержанию, играя в игры и обогащая и расширяя активный словарь - «предметов, действий и признаков», разговаривая с ними о прочитанном, оживляя их впечатления о виденном на экскурсиях, тем самым усиливается интерес к сюжетно-ролевым играм.

В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи.

Каждая взятая лексическая тема прослеживается по всем разделам коррекционной работы:

Мелкая моторика:

игры с пальчиками - комплексы упражнений,

работа с трафаретами,

работа с раскрасками,

дорисуй,

обведи,

«ниткопись»,

выложи из частей,

выкладывание формы из мелких предметов: пуговиц, кукурузы, семечек и т. д.

Фонематический слух:

- игра “ Сложи в ладошки” (среди слов выделить слова –---,

-“Запомни и повтори”

-“Определи первый звук в слове”,

-“Назови короткое слово”,

-“Назови длинное слово”,

-“Прошагай”,

-“Помести (в вазу, в корзину, на стол)” и т. д.

Проводятся разнообразные игры по обогащению, расширению и активизации словаря, настольно - печатные, словесные и дидактические.

Рассматривая натуральные предметы, обогащается активный словарь детей названиями овощей и фруктов, основными цветами и оттенками, размером, качеством, и действиями с ними, в играх: «Назови», «Чудесный мешочек», «Волшебная салфетка», «Удивительная коробка», «Удочка», «Поле чудес», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», «Что где растёт?», «Вершки и корешки», «Подбери слова»,» Отгадай по описанию», «Наоборот» и многие другие.

В разнообразных играх дети ощупывая предметы, определяют размер, цвет, форму, вкус, объединяют их по признакам, по форме, цвету, величине, вкусовым качествам.

В играх употребляются новые для них слова, обороты речи, услышанные от взрослых или при чтении книги, и благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей.

Грамматический строй речи.

Игры, игровые упражнения:

“Один и много”,

“Назови ласково”,

“Карлики и великаны”,

“Сосчитай”,

“Приготовим сок “ (салат, пюре, котлеты,

“Что где лежит?”

Фразовая речь:

-составим предложения по опорным словам,

-по отдельным словам,

-исправь предложение.

Связная речь:

Игры – загадки.

Составление рассказов описаний.

Составление рассказов по картинке.

Пересказ текстов.

Заучивание стихов.

Одним из приёмов в индивидуальной работе является создание специальных ситуаций, в которых отрабатываются диалоги игры, задаются детям вопросы, разговариваю с ними, как с действующими лицами, и таким образом, заставляю их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли.

С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает свою роль, подражая поступкам, действиям изображаемых людей.

В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи. Происходит формирование речевой коммуникативной компетентности дошкольников, которая реализуется в различных видах деятельности. В том числе и в игровой, в процессе которой дети реализуют полученные речевые навыки и умения опираясь на накопленные знания.

Список используемой литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. А. Методика развития речи детей и обучения. родному языку дошкольников. М., Академия, 2000. -266с

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: “Аркти”, 2002. – 144 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: “Просвещение”, 1998. – 340 с.

4. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1999. – 680 с.

5. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). М.: “Просвещение”, 1986. – 167 с.

6. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г. В. М.: “Аркти”, 2002. – 240 с.

7. Сохин Ф. А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М., Просвещение,1988г. -373с

8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ Ил. Трубицына, Ю. Трубицной. -М.:Эксмо,2008.-136с.:ил.

9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: “Просвещение”, 1989. – 221 с.

10. Филичева Т. Б, Т. Туманова. Совершенствование связной речи М. 1994-311с.

Публикации по теме:

Игра как средство развития ребенка дошкольника Игра как средство развития ребенка дошкольника Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Духовная жизнь ребенка полноценное.

«Вся наша жизнь игра…» Игра как важнейшая деятельность дошкольника "Вся наша жизнь игра. " Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. В процессе.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 01:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...