Лучший педагог года

Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр

Павлина Попова
Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр

Игра — подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в обществе сверстников.

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, речи, отношение к товарищам и взрослым.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта, ребенок развивается под воздействием воспитания, и под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к окружающему, к жизни и работе взрослых.

Публикация «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр» размещена в разделах

Сюжетно ролевая игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений, она имеют большое образовательное значение, тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Подражая в игре труду взрослых, их поведению, речи, дети никогда не остаются равнодушными, впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных.

Таким образом, игра детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его речь, эмоциональность, активность, потребность в общении. Чем, старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра.

Правильно развитая (сформированная) речь имеет огромное значение

для развития сюжетно-ролевой игры как становления самодеятельной формы поведения.

В сюжетно-ролевой игре у детей, имеющих достаточно знаний, полученных впечатлений, с хорошо развитой речью, появляется возможность самостоятельно намечать сюжет и организовывать игру, находить партнеров, устанавливать взаимоотношения с товарищами, разыгрывать роли, изображая те или иные события, размышляют над ними, устанавливать связь между различными явлениями.

Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, и выбирать средства для реализации своих замыслов, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные, представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно, и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Но часто у ребят не хватает знаний о явлениях жизни, слов-названий предметов, признаков и действий, которые они отображают и используют в игре.

И так основной путь влияния на выбор игры — создание у детей таких ярких, конкретных, представлений.

Педагоги используют разнообразные формы работы для знакомства с трудом взрослых, с событиями общественной жизни: занятия, экскурсии, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, разнообразные игры, просмотр кинофильмов, всё это дает материал для игры, заставляют работать воображение способствующие обогащению сюжета игр и развитию речи детей.

Одна из форм работы по созданию у детей таких ярких, конкретных представлений - индивидуальная работа.

Индивидуальная работа способствует сообщению дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора и развития связной речи.

Наблюдая за играми детей - логопатов поступивших в старшую логопедическую группу, хорошо видны недостатки речевого развития, недостатки знаний о предметах, явлениях окружающей жизни, которые они отражают в своих играх.

Игры некоторых детей заключается, только в том, что они сидят на «машине и куда-то едут», многие дети бегают бесцельно по группе, или дерутся из-за игрушки.

Естественно такие игры сюжетно ролевыми назвать нельзя, игры детей, поступающих в старшую логопедическую группу, не соответствуют их возрасту. Причина бедности этих игр в том, что представления у дошкольников нечеткие, отрывочные, впечатлений много, а разобраться в них им трудно. Главное, у детей нет достаточных представлений о деятельности людей, а игра возникает в том случае, когда они видят действия людей, понимают их значение и смысл, которым затем подражают.

Много усилий приходится приложить всем педагогам, работающим с детьми – логопатами, чтобы научить их играть в сюжетно ролевые игры.

В Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной, даны лексические темы на каждый период обучения.

Совместно с педагогами МДОУ разработан перспективный план работы с детьми по каждой лексической теме.

Индивидуальные занятия проводятся по всем лексическим темам систематически, и соответственно плана, в игровой форме с использованием наглядного материала: картинок, игрушек, муляжей и натуральных предметов, которые дают детям яркие впечатления, увлекают их, возбуждают у детей желание играть с ними.

На индивидуальных занятиях используются разнообразные формы работы, методы и приёмы с детьми. Рассматривание с детьми иллюстраций, серий картинок, беседы по их содержанию, играя в игры и обогащая и расширяя активный словарь - «предметов, действий и признаков», разговаривая с ними о прочитанном, оживляя их впечатления о виденном на экскурсиях, тем самым усиливается интерес к сюжетно-ролевым играм.

В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи.

Каждая взятая лексическая тема прослеживается по всем разделам коррекционной работы:

Мелкая моторика:

игры с пальчиками - комплексы упражнений,

работа с трафаретами,

работа с раскрасками,

дорисуй,

обведи,

«ниткопись»,

выложи из частей,

выкладывание формы из мелких предметов: пуговиц, кукурузы, семечек и т. д.

Фонематический слух:

- игра “ Сложи в ладошки” (среди слов выделить слова –---,

-“Запомни и повтори”

-“Определи первый звук в слове”,

-“Назови короткое слово”,

-“Назови длинное слово”,

-“Прошагай”,

-“Помести (в вазу, в корзину, на стол)” и т. д.

Проводятся разнообразные игры по обогащению, расширению и активизации словаря, настольно - печатные, словесные и дидактические.

Рассматривая натуральные предметы, обогащается активный словарь детей названиями овощей и фруктов, основными цветами и оттенками, размером, качеством, и действиями с ними, в играх: «Назови», «Чудесный мешочек», «Волшебная салфетка», «Удивительная коробка», «Удочка», «Поле чудес», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», «Что где растёт?», «Вершки и корешки», «Подбери слова»,» Отгадай по описанию», «Наоборот» и многие другие.

В разнообразных играх дети ощупывая предметы, определяют размер, цвет, форму, вкус, объединяют их по признакам, по форме, цвету, величине, вкусовым качествам.

В играх употребляются новые для них слова, обороты речи, услышанные от взрослых или при чтении книги, и благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей.

Грамматический строй речи.

Игры, игровые упражнения:

“Один и много”,

“Назови ласково”,

“Карлики и великаны”,

“Сосчитай”,

“Приготовим сок “ (салат, пюре, котлеты,

“Что где лежит?”

Фразовая речь:

-составим предложения по опорным словам,

-по отдельным словам,

-исправь предложение.

Связная речь:

Игры – загадки.

Составление рассказов описаний.

Составление рассказов по картинке.

Пересказ текстов.

Заучивание стихов.

Одним из приёмов в индивидуальной работе является создание специальных ситуаций, в которых отрабатываются диалоги игры, задаются детям вопросы, разговариваю с ними, как с действующими лицами, и таким образом, заставляю их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли.

С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает свою роль, подражая поступкам, действиям изображаемых людей.

В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи. Происходит формирование речевой коммуникативной компетентности дошкольников, которая реализуется в различных видах деятельности. В том числе и в игровой, в процессе которой дети реализуют полученные речевые навыки и умения опираясь на накопленные знания.

Список используемой литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. А. Методика развития речи детей и обучения. родному языку дошкольников. М., Академия, 2000. -266с

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : “Аркти”, 2002. – 144 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : “Просвещение”, 1998. – 340 с.

4. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М. : “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1999. – 680 с.

5. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). М. : “Просвещение”, 1986. – 167 с.

6. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г. В. М. : “Аркти”, 2002. – 240 с.

7. Сохин Ф. А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М., Просвещение,1988г. -373с

8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ Ил. Трубицына, Ю. Трубицной. -М. :Эксмо,2008.-136с. :ил.

9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. : “Просвещение”, 1989. – 221 с.

10. Филичева Т. Б, Т. Туманова. Совершенствование связной речи М. 1994-311с.

Публикации по теме:

Игра как средство развития ребенка дошкольника Игра как средство развития ребенка дошкольника Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Духовная жизнь ребенка полноценное.

«Вся наша жизнь игра…» Игра как важнейшая деятельность дошкольника "Вся наша жизнь игра. " Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 01:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД