Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие

Лидия Вихарева
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики, и соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие и моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений. Если понаблюдать за таким ребёнком, то обнаружится, что движения малыша, а в особенности пальцев рук, скованные, не точные.

Учёные — физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребёнка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находится в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребёнка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

В Китае распрастраненны упражнения с шарами, зажатые в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используют упражнения ладоней и пальцев — с грецкими орехами.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры:

«Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая».

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Следует помогать ребёнку координировано и ловко управлять пальцами. Обращать внимание на то, чтобы ребёнок овладел простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:

1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:

-сгибание пальцев в кулак и разгибание («фонарики», «прятки»);

-пальцы врозь — вместе («заборчик»);

-вращательные движения кистью и каждым пальцем («оса», «моторчик»,развивают подвижность суставов);

-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки (упражнения, развивающие гибкость);

-расслабление мышц пальцев пассивными активными (раскачивание рук, встряхивание кистями);

-упражнения на координацию движений пальцев рук: выставление одного, двух пальцев рук («коза», «жук», «зайка», соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев («пальчики здороваются», «крючки», «цепочка», «хвостик рыбки», «птички», «лесенка».

Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочерёдно.

2. Движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола («человечки», «играю на рояле», «встречи», «солдатики».)

3. Построение фигурок из пальцев («домик», «очки», «лодочка», «стул», «шар»).

4. Построение фигурок из палочек («квадрат», «треугольник», «мельница», «звезда», «рыбка», «флажок», «колодец».

5. Речитативы при работе пальчиками, при выполнении самомассажа.

6. Народные игры — забавы, потешки при работе пальчиками(«Сорока — белобока», «Чет — нечет»).

7. Чтение стихов с манипуляциями пальчиками.

8. Рассказы, сказки, игры — соревнования, сопровождающиеся жестикуляцией пальчиками («Моталочки»)

9. Специальные комплексы упражнений для пальчиков под музыку.

Публикации по теме:

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Ребенок с рождения осуществляет хватательные движения, то есть сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие
Опубликовано: 18 мая 2013 в 15:22
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...