Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»

Елена Петрова
Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»

ТИП УРОКА: урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок.

ВИД УРОКА: комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА: Исследовать экологическую среду г. Мамадыш.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Сформировать у учащихся целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу

2. Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса

3. С помощью схемы определить состояние водной среды

4. Оценить нынешнее состояние р. Вятка и осадков г. Мамадыш

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:

1. орг момент

2. постановка цели урока

3. актуализация знаний и практических и умственных умений

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Подведение итогов и результатов урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, экран, презентация урока, проекты.

ПЛАН УРОКА:

1. Записать тему на доске

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжим вести мониторинг водной среды

Ребята, а давайте вспомним, что такое экологический мониторинг.

(Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.)

Если из космоса посмотреть на землю, то мы увидим сверкающий голубой шар, на котором расположены небольшие зеленые острова – материки и белые шапки снегов и льдов на полюсах. Основной голубой цвет нашей планете придают вода, гидросфера, водяная оболочка.

Вода занимает три четверти всей поверхности земли и составляет по объему 1,4 млрд кв. Из всего этого количества 92,2 % - соленая вода морей и океанов, 2,2 % - ледники Антарктиды и только всего 0,6% - 3,5 млн кв - вода питьевая, пригодная для нужд человека. Вода великолепно защищает Землю, поддерживая постоянную температуру. Благодаря водной оболочке условия жизни на планете относительно стабильны, благодоря воде возникла и существует сама Жизнь.

О значении воды в жизни природы и человека люди поняли уже в глубокой древности. Первыми законами человечества были законы о воде. Люди обожествляли воду, помещая в ручьи и реки нимф и русалок, в моря – морских богов.

Человек став геологической силой, далеко не всегда использует воду бережно. В огромных количествах драгоценная пресная вода используется для полива полей, в производстве различных веществ, застаивается и гниет в водохранилищах. Вода зачастую тратится безрассудно. Часто загрязняется – это бытовые стоки, ядохимикаты – тысячи тонн пестицидов – величайшая угроза для всего живого. Загрязнение пресных вод, а в последнее время и вод Мирового океана опасно тем, что большинство ядов способны накапливаться в организме, появляются опасные для жизни видоизменения – мутации. Механизм наследственности дает сбой.

Появляются в массе опухолевые, раковые заболевания. На сегодня более четверти населения земли страдают от нехватки пресной воды. часть всех запасов пресной воды находиться в нашей стране. 80 % от этого количества - в Байкале. Отсюда становится понятным, что Байкал – жемчужина нашей планеты, которой нет цены. Проблема сохранения чистой воды стоит настолько остро, что сохранение ее равносильно выживанию человечества. Загрязнение водоемов вызывается более 400 компонентами. В поверхностные воды в первую очередь проникают токсиканты из воздуха, растворимые в воде, а так же оседает мельчайшая пыль. Легколетучие продукты переработки нефти, некоторые растворители, нерастворимые в воде, синтетические поверхностно – активные вещества образуют на поверхности воды тонкую пленку, а в объем водоема практически не проникают. В глубине водоема основным источником загрязнения могут быть сбросы сточных вод от предприятий или канализаций, а также подземные воды. Особую опасность представляет загрязнение вод пестицидами, диоксинами, соединениями мышьяка, ртути, кадмия, свинца, цинка, некоторыми поверхностно – активными веществами, в том числе и используемыми в моющих средствах. Присутствие соединений железа, кальция, магния, алюминия, ухудшает качество питьевой воды, но еще не делает ее непригодной. В целом по России около 70 % природных водоемов утратили значение как источник питьевой воды вследствие загрязнения. Таким образом, при анализе воды из природных и искусственных водоемов контроль проводят по очень многим параметрам, используя инструментальные и классические методы.

Сегодня мы будем проводить мониторинг водной среды природного водоема, водопроводной воды и осадков. Давайте вспомним как мы это делаем. В водном мониторинге мы используем следующие датчики (презентация). Для сравнительного анализа данных мы исследовали 3 источника:

Осадки (дождь)

Водопроводная вода

Вода из водоема

Полученные результаты мы заносили в таблицы. Далее на основе данных результатов мы строили графики отдельные по каждому исследуемому параметру. Графики представлены в виде столбчатой диаграммы (разъяснение графика).

2. Практическая работа.

Ученикам предлагается произвести замеры водной среды: осадки, водопроводная вода, природный водоем. Каждому ученику представлена таблица где прописаны измеряемые параметры:

концентрация нитратов,

концентрация хлоридов,

концентрация минеральных веществ.

К демонстрационному столу приглашаются 3-5 учеников, которые производят замеры. (по очереди напр 2гр). Данные заносят в таблицу.

3. Домашнее задание.

Построить диаграммы на основе полученных данных.

Конспект занятия по экологии

на тему : «Мониторинг водной среды».

учитель биологии:

Петрова Е. П.

Мамадыш 2013 год.

Публикации по теме:

Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку "Кодирование звуковой информации" Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.

Новогодняя снежинка.Новогодняя снежинка. .

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 12:19
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....