Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Гюльзар Самедова
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Развивать способность к наглядному моделированию.

3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,

мелкую моторику рук.

Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.

Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Замени букву в слове Маша», пересказ с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.

Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель: Ребята в этом конверте для вас задание, хотите узнать какое? Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детей: Медведи.

Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?

Воспитатель: Правильно, это медведи.

Воспитатель: Ребята, как ласково вы назовете медведя (Медведенка, Мишутка).

Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась

2. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

3. Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?

(Это значит взять за воротник.)

Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).

Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?

Ребенок демонстрирует.

Воспитатель: Ребята, что сделала Станислава?

(взяла медвежонка за шиворот).

Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?

Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.

Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».

Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.

Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?

Ребенок демонстрирует действие окунать.

4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).

Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).

Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

5. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.

Ответы детей:…

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?

Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?

Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).

7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».

8. Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Кто автор рассказа?

Ответы детей:

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Ответы детей:…

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Ответы детей:…

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использование графических схем.Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использование графических схем. Тема: Пересказ рассказа"Купание медвежат" ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических.

«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ?.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 1 января 2014 в 11:18
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...