Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»

Елена Чещевик
Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»

Цель: обучающая – познакомить детей с элементами белоруской национальной одежды и цветовой гаммой, используемой в ней; знакомить детей с белорусским геометрическим орнаментом;

Развивающая – развивать эстетическое восприятие, творчество; содействовать проявлению интереса к декоративно-прикладному искусству; развитие мелкой моторики посредством штриховки, обведения по контуру, вырезания и наклеивания;

Воспитывающая - воспитывать усидчивость, умение доводить до конца начатую работу; активизировать словарь детей: кокошник, фартук, рушник.

Задача – выполнить зарисовку картинки-раскраски «Кукла в белорусском национальном костюме» с элементами аппликации.

Оборудование: картинки-раскраски, шаблоны фартука и кокошника, цветная бумага, ножницы, клей,

Ход занятия

Вводная часть: традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11—12 вв. К концу 19—началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.

Зеленый цвет – это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

Белорусская девочка была одета в юбку с кофточкой, жакет, передник, которые были украшены национальным орнаментом. На голове – кокошник. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет; на ногах надеты лапти.

Самостоятельная работа: Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети выполняют аппликацию на фартуке и кокошнике в виде национального орнамента; разукрашивают остальные элементы одежды на картинке.

Во время выполнения самостоятельной работы проводиться физминутка:

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Заключительная часть:

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Педагог дополнительного образования Чещевик Е. Ф.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа)Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа) Тема: «В гости к бабушке Айбике» Цель: -формировать у воспитанников гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному.

Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят» Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»Задачи:Образовательные:Развивать потребность в самостоятельном.

Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно -творческий. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Возраст.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 01:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт «Зарядка со Снеговиком» (в рамках Всемирного Дня снеговика)
Фото отчёт "Зарядка со Снеговиком. " В рамках Всемирного Дня снеговика ( 18 января 2018 г) мне захотелось провести необычную утреннюю зарядку....
«Вытынанка – Ажурная резьба по бумаге» Мастер класс
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "Сказка" п. Советский Республики Марий Эл «ВЫТЫНАНКА – АЖУРНАЯ РЕЗЬБА ПО БУМАГЕ»...
Выставки в ДОУ
Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок различной тематики. Такие...
Фотоотчет «Новогодний праздник в разновозрастной группе»
Самый любимый, самый долгожданный праздник для детей - это, конечно, день их рождения и новый год! В этом году вновь прибывших детей было достаточно, и они...
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Самое прекрасное, светлое время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный и...