Открытое занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы тундры — белая сова и белая куропатка»

снежана листопад
Открытое занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы тундры — белая сова и белая куропатка»

ЦЕЛЬ: Уточнить представление о зимующих птицах тундры.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Уточнить и расширить представления об образе жизни тундровых птиц зимой.

2. Дать представление детям о взаимосвязи между строением частей тела и их функциями при помощи моделирования.

3. Обобщить знания детей о приспособленности тундровых птиц зимой к жизни в тундре.

4. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

5. Развивать речь-доказательство.

6. Вызвать интерес к жизни птиц в тундре.

МАТЕРИАЛ: Наглядно–иллюстративный материал «Птицы в тундре» (перелетные птицы чайка, кулик, пуночка). Модели «Перелетные птицы тундры» и «Зимующие птицы тундры». Картинки растений: карликовой березки, дриады. Картинки животных: лемминга, полевки, пищухи, куропатки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы «Зимующие птицы тундры», «Почему белая сова и белая куропатка не боятся мороза», «Как человек может помочь зимующим птицам в городе».

Ход ЗАНЯТИЯ:

1 часть

Приход Незнайки.

Незнайка: Был в тундре. Искал птиц, хотел их покормить, зимой голодно им. Не увидел ни одной птички.

Воспитатель: Какую птицу ты хотел увидеть?

Незнайка: Гуся, чайку, пуночку или куличка.

Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которых назвал Незнайка? Это перелетные птицы.

На стенд выставляются картинки с перечисленными птицами в соответствующей для них среде обитания.

Воспитатель: Перелётные птицы живут зимой в тундре?

Незнайка: Конечно, живут. Перелетают с кустарника на кустарник вот потому и перелетными называются.

Воспитатель: Дети, надо Незнайке рассказать о перелётных и зимующих птицах тундры.

2 часть

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, птица чайка сможет зимовать в тундре?

Дети: Нет. Чайка - рыбоядная птица, живёт у водоёмов. Поздней осенью водоёмы замёрзнут, и чайка погибнет от голода и холода. Поэтому чайки улетают в тёплые края.

Незнайка: Пусть чайка летит. Но кулик может остаться. У кулика ноги длинные, может жить в тундре, по снегу ходить, клювом длинным снег раскапывать, еду добывать.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с Незнайкой?

Дети: Нет. Кулик - маленькая птичка, селится у водоёмов, питается насекомыми, живущими в воде. Зимой водоёмы замерзнут, насекомые будут спать до весны в водоёмах подо льдом, а кулик погибнет от голода и холода. Эта перелётная птица улетает в далёкие теплые края, где есть открытая вода.

Незнайка: Кулик пусть летит, а пуночка остаётся. Эта птица питается почками, а зимой на кустарниках есть почки.

Дети: Пуночка не сможет жить зимой в тундре. Это очень маленькая птичка. Зимой почки на кустарниках очень твёрдые от мороза, а все другие растения находятся глубоко под снегом. У многих травянистых растений надземная часть погибает. Не выживет пуночка зимой в тундре. Осенью пуночка улетает в теплые края.

Модель «Перелетные птицы»

1. 2 3 4 5

тундра тундра зимой водоёмы отлёт лес,

растение насекомые покрыты птиц открытый

накрыто спрятались льдом, в теплые водоём.

снегом в листьях рыбы края.

подо льдом.

ФИЗМИНУТКА

Как–то, раннею весной на полянке в тундре

Появилась стайка птиц, не скворцы, не синицы,

А маленькие пуночки. Цвета белого как снег

Разбежались на проталинке

Прыг – скок ищут почку или семечко.

3 часть

Незнайка: Значит, зимой в тундре не зимует ни одна птица.

Воспитатель: Какие птицы зимуют в тундре?

Дети: Белая сова и белая куропатка.

Дети размещают на фланелеграфе картинки с изображением этих птиц.

Незнайка: Но я не видел их в тундре. Почему?

Дети: Эти птицы поздней осенью меняют оперенье на белое. В белом оперенье они незаметны на снегу.

Незнайка: Зачем птицы меняют оперенье?

Дети: Белое оперенье маскирует птицу в зимней тундре. Куропатке белый цвет оперенья помогает спрятаться в тундре от хищников. Сове необходимо белое оперенье для охоты. Оно помогает ей быть незаметной.

Незнайка: Вы всё время мне говорили, что птицам зимой холодно, что они замёрзнут. Почему же полярная сова и белая куропатка не замерзают?

Дети: У этих птиц очень плотное оперенье. И очень много пуховых перьев. А лапы не мёрзнут, потому что опушены до самых когтей.

Незнайка: А я думаю так, если все птицы мерзнут, то и эти должны замерзать.

Составление рассказа по модели «Зимующие птицы тундры»

1. Птицы имеют плотное оперенье.

2. Птицы к зиме меняют оперенье на белое.

3. Ноги птиц опушены до самых когтей.

Незнайка: Значит сова и куропатка родственники.

Воспитатель: Так ли это?

Дети: Нет. Полярная сова - это большая птица, хищник, питается грызунами и куропатками, летает бесшумно, благодаря пышному оперенью. Белая куропатка - растительноядная птица, зимой питается почками кустарников, в пургу и сильный мороз зарывается в снег.

Незнайка: Да, мною нового и интересного я узнал о птицах Севера. Спасибо, ребята. Очень хочется увидеть этих птиц.

Воспитатель: Полярная сова и белая куропатка птицы осторожные, живут далеко в тундре, но мы поможем тебе. Незнайка, увидеть этих птиц. На занятии по рисованию ребята нарисуют для тебя рисунки зимующих птиц тундры.

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Птицы
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы тундры — белая сова и белая куропатка»
Опубликовано: 12 января 2014 в 11:20
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка для мам на 8 Марта».
"Ромашки на 8 Марта". Вот и настали последние зимние деньки. Проводили Масленицу и готовимся к Международному женскому дню - 8 Марта. Предоставляю...
Видео-интервью: разговор с родителями.
Видео-интервью: разговор с родителями. Многие родители обращают внимание на то, что вроде бы дети дошкольного возраста умеет пользоваться телефоном,...
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного...
1. Введение Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как...
План работы по реализации проекта.
План работы по реализации проекта «Преемственность между МКДОУ Больше-Арбайский детский сад и МКОУ Большеарбайской СОШ» Цель: обеспечение преемственности и...
Детский мастер-класс «Бантик» Оригами
8 марта – любимый праздник наших ребятишек, потому что мама – это первый человек, которого мы любим всю жизнь, независимо от возраста. 6 марта у нас...