Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство с пустыней»

Наталья Пестрякова
Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство с пустыней»

Программное содержание:

Познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.

• Учить детей строить модель пустыни, отражающую взаимосвязь растений, животных и условий их жизни с помощью нового способа моделирования объектов природы – контурное изображение. Развивать умение узнавать природные объекты по контурному изображению.

• Формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам.

Словарная работа:

• Развивать словарный запас детей: «оазис», «песчаная пустыня», «верблюжья колючка», «тушканчик», «саксаул», «бархан».

• Объяснить смысл словосочетания «корабль пустыни».

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций о природных зонах,

• чтение рассказа «Корабль пустыни»,

• рассказывание о растениях пустыни,

• заучивание стихов,

• моделирование различных природных зон (лесостепь, Антарктида, савана,

• рассматривание иллюстраций растений и животных различных природных зон.

Индивидуальная работа:

• Помочь Кате, Игорю, Насте при составлении модели, отражающей взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в пустыне;

• Учить Ксюшу, Максима отвечать развернутым предложением.

Оборудование:

• Мультимедийная презентация «Пустыня», проектор, экран;

• Модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в пустыне;

• Карточки разных цветов;

• Контурные зображения растений и животных пустыни;

• Доска.

Ход:

Организационный момент:

Ребята, на занятиях по экологии мы путешествуем по нашей планете. Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Ответы детей.

Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку: Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется и льется на желтый песок.

В воздухе желтом

и плотном как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Куда мы с вами попали? В пустыню.

- Абсолютно верно. Пустыня – это большое пространство, покрытое песком.

I часть

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

- В пустыне выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака. Но если тучи сгустились, то это очень опасно. Поднимается ветер, который передвигает песок, в воздухе вьются столбы пыли, понижается температура воздуха. Буря в пустыне представляет большую опасность для животных, растений. Но сейчас на небе солнышко, и не предвидится никаких неприятностей.

Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется до 70-80 градусов, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли.

- Ребята, выберите условные обозначения, которые соответствуют природным условиям пустыни. Дети выбирают соответствующие модели.

- Какие модели вы выбрали?

- Расскажите, что обозначает каждая из выбранных моделей?

Педагог проверяет выполнение задания детьми, помогает затрудняющимся детям, выслушивает объяснения детей.

- Зарисуйте условные обозначения на ваших моделях.

- А как вы думаете, какой цвет соответствует пустыне? Почему? Ответы детей.

Закончите модель пустыни, закрасив квадрат в желтый цвет.

Воспитатель оценивает модели, сделанные детьми.

II часть

- А сейчас представьте, что мы попали в пустыню. Выходите на ковер – как будто это пески пустыни. Как вы думаете, легко ли нам идти по пустыне? Ответы детей. Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке и, пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжёлые рюкзаки. Идти дальше невозможно, и мы без сил опускаемся на песок. Слова педагога сопровождаются движениями, которые выполняют дети: идут тяжело передвигая ноги и наклоняясь вперёд, закрывают лицо руками, опускают плечи под тяжестью, садятся на ковёр.

- В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку: Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком?

Верблюд.

- Конечно, это верблюд. Давайте, посмотрим, чем отличается верблюд от других животных? Показ слайдов.

- Что есть у верблюда на спине? Горбы

- А как вы думаете, зачем верблюду горбы? Ответы детей

В своих горбах верблюд содержит запасы жира, что позволяет ему обходиться без пищи и воды. Существуют верблюды одногорбые и двугорбые. В высоту верблюд достигает двух метров, а жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.

- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему? Ответы детей

Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне.

Подумайте и скажите, как еще приспособился верблюд к жизни в песчаной пустыне? Ответы детей

Правильно, окрас у этого животного под цвет песка.

А сейчас вставайте с песка, пока мы беседовали, закончилась песчаная буря и мы можем продолжить свое путешествие по пустыне.

- Ребята, у вас на столах я приготовила листы бумаги разных цветов. Выберите, пожалуйста, лист такого цвета, который характерен для пустыни. Дети выбирают листы бумаги, окрашенные в оттенки жёлтого цвета.

Мы попытаемся создать пейзажную картину пустыни. Для этого нужно познакомиться с животными и растениями, которые там обитают.

- С каким животным мы уже познакомились? С верблюдом

Найдите изображение верблюда и разместите его на картине.

- Посмотрите на экран и узнаете, что встретится нам на пути. Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? Ответы детей

- Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему это растение так назвали? Ответы детей Это растение с удовольствием едят верблюды.

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

Давайте вспомним наши эксперименты, которые помогут ответить на вопрос: почему у растений в пустыне длинные корни.

Эксперимент 1: вода через песок уходит быстрее, практически не задерживаясь на поверхности. Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности.

- Кто сможет рассказать, что мы делали и что узнали? Объяснения детей.

Эксперимент 2: если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.

- Расскажите про этот эксперимент. Рассказ детей

- У верблюжьей колючки такой длинный корень потому, что вода очень глубоко и корню приходится тянуться за ней.

- Посмотрите, какие листья у верблюжьей колючки? Как вы думаете, почему? Ответы детей Это позволяет воде меньше испаряться.

- Верблюжья колючка - растение невысокое. А почему, как вы думаете? Ответы детей Оно бережет влагу, если бы растение было высоким, воды нужно было бы больше.

Найдите контурное изображение верблюжьей колючки и расположите его на нашей картине.

- Посмотрите на экран, по пустыне пробежал какой-то зверек. Он похож на маленького кенгуру. Кто это? Ответы детей.

Это тушканчик. Какого цвета тушканчик? Почему? Ответы детей Правильно, это маскировка под цвет песка. Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке. Обратите внимание на размер этого животного. Это животное некрупное. Как вы думаете, почему? Ответы детей Ему негде спрятаться в пустыне.

Выньте из конвертов контурное изображение тушканчика и положите на свои картины.

Устали? Но вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. Ответы детей.

- Это оазис. Участок в пустыне, расположенный вблизи водоема. Здесь мы и отдохнем.

Физминутка

- Вы, наверное, устали?

- Да!

- И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Пошипели, помолчали,

Как тушканчик поскакали.

Поскакали, поскакали,

За барханом мы пропали.

Отдохнули, ребята. Продолжаем наше путешествие.

- Посмотрите на экран. Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? Ответы детей

- Правильно, это - саксаул.

- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? Ответы детей

Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т. к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина плотная и прочная. Весной это дерево покрывается своеобразным покровом. Его зеленые ветви тонкие, длинные, как вязальные спицы. Крона у саксаула прозрачная, но массивная. В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные желтыми мелкими цветками. А осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за два-три дня прорастают. С наступлением холодов зеленые веточки опадают, и дерево обнажается.

Найдите контурное изображение саксаула и выложите на ваши картины.

- Посмотрите, что это за животное, которое при нашем появлении мгновенно зарылось в песок? Ответы детей

- Правильно, это ящерица-круглоголовка. Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности. А вот - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.

Расположите на картинах изображения ящерицы и песчаного удавчика.

А вот промчалось стадо куланов. Обратите внимание, что куланы – довольно крупные животные. Посмотрите, какого цвета куланы? Ответы детей

Они тоже песочного цвета, потому что так удобнее маскироваться. Эти животные живут стадами. Поместите изображение кулана на своих картинах.

Вот и готовы наши картины. Все справились с заданиями.

Итог:

- Посмотрите на модели пустыни, чем она отличается от других природных зон? Ответы детей

- В пустыне очень жарко, мало воды, много песка. Животные и растения пустыни смогли приспособиться к таким трудным условиям.

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается

Ваши модели пустыни вы можете забрать домой, рассказать маме и папе об особенностях этой природной зоны. Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

pustynja1_ems6t.ppt | 15951 Кб | Скачан: 376
 
Публикации по теме:

Конспект педагогического мероприятия «Пустыня и её обитатели» для детей 6–7 летКонспект педагогического мероприятия «Пустыня и её обитатели» для детей 6–7 лет Цель: создать условия для поиска информации через использование различных источников знания и практической деятельности. Задачи: способствовать.

Путешествие в пустыню. Занятие по экологии в старшей группе. Задачи: 1. Закрепить знания детей о пустыне 2. Уточнить и закрепить знания детей о животных, живущих в пустыне 3. Развивать умение составлять.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство с пустыней»
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 17:33
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя», посвященный Дню Матери, старший дошкольный...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя! » , посвященный Дню Матери, для детей старшего дошкольного возраста , в соответствии с ФГОС ДО» Цели:...