Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Вера Клочкова
Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Цель:

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность. Учить передавать задуманный образ в рисунке.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Использование следующих технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (игра)

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий, рыхлый, фильтрует, тяжелее, лупа, линза, песочные картины.

Материал:

Песок, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, коробочки (для рисования, фартуки на каждого ребёнка и салфетки влажные, вода, подносы, лупа, 3-х литровая банка, фен, аптечные весы, совочки. Мультимедийная Установка и слайды (песочные картины).

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:

«Он жёлтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Целый день в него играть».

Что это - ?

Дети: Песок

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок?

Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.

Воспитатель: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?

Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.

Воспитатель: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)

Чем отличается морской песок от речного?

Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.

Воспитатель: А сейчас будем проводить опыты с песком.

Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?

Дети: Легко.

Воспитатель: Потому – что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т. е. он комком или нет? Песок рыхлый.

Воспитатель: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети: Увеличительное стекло.

Воспитатель: Правильно, так оно называется, потому – что увеличивает, а ещё можно сказать – лупа, линза.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?

Дети: Зёрнышек – песчинок.

Воспитатель: Как они выглядят?

Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.

Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?

(Ответы детей)

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям».

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт. Я насыплю песок в банку и создам в банке игрушечный ветер (феном). Что происходит с песчинками?

Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.

Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.

Воспитатель: а теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или сухой?

Дети: В сухой.

Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеяные, поэтому в сухой втыкать легче. А теперь я насыплю в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество, но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.

Какой тяжелее?

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода.

Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?

Дети: Из мокрого.

Воспитатель: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.

Ребята, а песок может фильтровать воду, т. е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок).

Воспитатель: Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?

Дети: Стала чище, прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Воспитатель: А теперь мы поиграем.

Все будете песчинками, а все вместе кучей песка. Я включу вентилятор – фен (ветер) и как вы думаете, что произойдёт с песком?

Дети: Он разлетится.

Воспитатель: А когда ветер успокоится, песчинки летят на землю.

(Дети играют 2 раза).

Воспитатель: Затем прошёл дождь, я соберу, весь песок в кучу и песок слипнется.

(Дети собирают в «кучу»)

Воспитатель: Затем опять поднялся ветер. Что произошло с песком?

Дети: Песок лежит на месте.

Воспитатель: Правильно, песок как лежал, так и остался лежать.

Воспитатель: С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. (Демонстрация слайдов).

И мы сейчас попробуем порисовать, как маленькие художники.

Возьмите коробочки, насыпьте немного сухого песка, разровняйте рукой и нарисуйте любой рисунок (мышка, солнце, самолёт, гриб, ёлка, ёжик, птичка)

(Дети рисуют)

Воспитатель: Ребята, работы закончены, не забудьте вытереть руки салфеткой.

А теперь давайте пройдем по нашей песочной галерее и посмотрим песочные картины. (Дети рассматривают рисунки, автор рассказывает, что он нарисовал и как: пальчиком, кулачком, ребром ладони, щепоткой, присыпал песком).

Воспитатель: Ребята, рисовать можно ещё и на асфальте мелками, и на песке, земле – палочками. На прогулке вы можете нарисовать.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Знакомство со свойствами песка» Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада «Знакомство со свойствами песка»(СРЕДНЯЯ ГРУППА) Длительность занятия.

Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. 1. Актуальность темы. В дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Тема: «Знакомство со свойствами песка»
Опубликовано: 15 октября 2012 в 14:28
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...