Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.

Алсу Багаутдинова
Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.

«Вместе с Незнайкой»

Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.

Тема: «Звук щ».

Цель: знакомство со звуком щ и буквой Щ.

Задачи: - развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, чёткой дикции, звучности и подвижности голоса);

- автоматизация звука щ в слогах, словах и предложениях;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие навыков словообразования;

- совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов;

- знакомство с правилами правописания ща, щу, щи;

- организовать самостоятельную работу детей с кассами букв;

- воспитание усидчивости, умения слушать друг друга.

Оборудование: сказочный герой Незнайка, индивидуальные зеркала, зелёный и красный замки, цветовые символы звуков, артикуляционный профиль звука щ, наборное полотно, кассы букв, полоски бумаги для построения схемы предложения, веер с правилами правописания ща, щу,щи, строчная и заглавная буквы Щ, рисунок Бармалея, предметные картинки (щука, плащ, щепки, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит, и др.)

Место проведения: МДОУ №6 «Тургай», п. г. т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Р. Т. Подготовительная группа.

Предварительная работа: В течение года регулярно проводилась работа над формированием навыков словообразования, слогового и звукового анализа слов, развивался навык построения предложений и построения их схем.

Литература.

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», пособие для логопедов, М.: 2001.

2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» 3 тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.

3. Азбука правильного произношения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Сегодня к нам, ребята, на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас! Давайте, поприветствуем их!

Имитация сбора щавеля.

-Дети вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

+Кислый.

-Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовёт вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи».

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звука щ из чистоговорки.

-Какой звук повторяется чаще других?

+Звук щ.

-Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком щ и узнаем новую букву Щ.

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

-Посмотрите в зеркала и произнесите звук щ! Что стало с вашими губами?

+Стали похожи на «окошко»!

-Правильно, губы слегка выдвинулись вперёд и стали похожи на «окошко». Посмотрите на профиль, где находится кончик языка?

+Он поднят к бугоркам за верхними зубами.

-Правильно, спинка языка поднята.

-Давайте, попробуем спеть звук щ!

+Щ-щ-щ-щ…

-Звук щ очень хитрый звук он тянется и поётся, но во рту есть преграда?

+Да, язык и зубы.

-Ребята, а горлышко поёт или отдыхает?

+Нет, оно отдыхает.

-Повторим, что можно сказать про звук щ?

+Согласный, глухой.

-Звук щ – всегда мягкий, у него, как и у звука ч, нет старшего брата – твёрдого. Значит, в какой замок, мы его поселим?

+ В зелёный.

4. Произношение звука щ в слогах.

-Ребята, у нас сегодня будет ещё один гость! А какой, вы узнаете, угадав загадку! Послушайте!

Что за мальчик интересный На любой вопрос из вне

Отвечает он всегда: «Не знаю я!" И за это все друзья, прозвали его…

- Как ребята, как вы думаете?

-Правильно, Это Незнайка!

Н: Здравствуйте, ребята!

- Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами.

Н: А что это у вас за красный замок? И кто там живёт?

+Там живут гласные звуки.

Н: А почему их называют гласными звуками?

+Потому что это звуки, которые поются и тянутся.

Н: Ах, как интересно! А наш новый звук может с ними подружиться?

+Да!

-Давайте, их познакомим, ребята! И покажем Незнайке, как они дружат.

+Ща, щу, ще, щи.

-Незнайка ты присаживайся с ребятами, вот твоё место!

5. Произношение звука щ в словах.

-Ребята, назовите для Незнайки слова, в которых звук щ слышится в начале слова.

+Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щётка.

-В каких словах наш звук произносится в середине слова?

+Клещи, площадь, овощи.

- В каких словах звук щ произносим в конце слова?

+Лещ, плащ, овощ.

Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ. Дети его поправляют.

6. Звуко - слоговой анализ и синтез.

-Незнайка, назови самое короткое слово из четырёх: щи, щит, щука, щегол.

Н: Щегол.

- Дети, вы согласны с ним?

+Нет.

- Почему не согласны?

+В слове щегол 5 звуков.

-Сколько звуков в слове щи?

+Два звука.

-Какой звук появился в слове щит?

+Звук т.

-Сколько звуков в слове щука?

+Четыре звука.

- А в слове щегол?

+Пять звуков.

- Значит, самое короткое слово…

+Щи.

-Поставьте картинки на наборное полотно. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука, на втором ряду – предмет с тремя звуками, в третьем – с четырьмя, на самом нижнем ряду – с пятью звуками.

Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют её.

-«Разбросайте» звуки слова щука. Обозначьте их кружочками.

+Щ, у, к, а.

Каждый ребёнок выполняет звуковой анализ слова при помощи цветных крышек, которые лежат на партах. Незнайка выполняет задание у доски.

- «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков п, л, а, щ.

+Плащ.

-Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему плащ.

Н: Да!

+Нет.

-Почему не подходит?

Объяснения детей.

-К какому слову она подойдёт?

Н: К слову щука!

+ К слову щипцы.

-Сколько слогов в слове овощи?

Н: Два слога. Правильно, ребят?

+ Нет.

-Объясните, почему вы с ним не согласны.

+В слове три слога, т. к. 3 гласные о, о, и.

-Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание.

Н: «Возьмите» первые звуки из слов ручка, овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось?

+Роща.

Н: Я обозначу кружочками.

-Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками.

+Неправильно!

Дети исправляют ошибку Незнайки.

–Моё задание будет ещё сложнее. Послушайте слоги: ще, щи, нок, кле. Какие слова можно составить из этих слогов?

+ Щенок, клещи.

-Обозначьте их кружочками.

Дети выполняют задание самостоятельно, а один ребёнок у доски.

7. Физминутка.

Два щенка щека к щеке {руки сложить ладонями друг к другу:

Щиплют щётку в уголке к правой,

А у щётки половой а затем к левой щеке. }

Палка есть над головой {руки поднимаем вверх и соединяем

над головой}

Палка – щёлк щенков с плеча {хлопок по плечам}

Два щенка ушли пища. {обойти вокруг своего стола и сесть}.

8. Образование существительных с помощью суффикса «-ищ-».

-Посмотрите, какой рисунок принёс нам Незнайка. Это, какое- то чудище. У него не глаза, а…

+Глазищи.

-Не усы, а…

+Усищи.

-Не нос, а…

+Носище.

-Не руки, а…

+ Ручищи.

-Не ноги, а…

+Ножищи.

9. Звук щ в предложениях. Анализ словесного состава предложения.

Выкладываются предметы.

-Перед вами вещи:…

+Ящик, щётка, плащ и клещи.

-Объясните, для чего они нужны?

+Плащ – это верхняя одежда.

+…

-Составьте с одним из слов предложение и из полосочек бумаги постройте схему предложения.

Анализ одного – двух из предложений.

10. Знакомство с буквой Щ.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

Е. Тарлапан

-На какую букву она похожа?

+На букву ш, только у неё крючочек внизу.

-Теперь прочитайте вот эти слоги!

+Ща, щи, щу.

-Запомните правило: ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.

11. Чтение и печатание слов с заменой отдельных букв.

-В слове пила замените букву л на щ. Что получится?

+Пища.

Даются аналогичные задания со словами плющ – плащ, мука – щука.

12. Звук щ в чистоговорках. Словотворчество детей.

-Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке: ащ –ащ –ащ -…

+Плащ.

-Гол –гол –гол -…

+Щегол.

-Ель – ель –ель -…

+Щавель.

Придумывание чистоговорок – небылиц.

13. Итог занятия.

-Ну, Незнайка, понравилось тебе у нас?

Н: Да, очень!

-Чему ты научился?

Н: Научился делить слово на слоги, узнал новый звук щ, также обозначать звуки кружочками, читать и писать!

-Как ты много узнал! Теперь ты стал Всезнайкой! Правда, ребята?

+Да!

-Что вы, ребята, больше всего запомнили на занятии?

+…

-Что больше всего понравилось?

+…

-Занятие окончено, до свидания!

+До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в логопедической группе ДОУ (для детей с общим недоразвитием речи) .

Развивающая игра «Чудесный мешочек»Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 23:33
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...