Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

Светлана Столбова
Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

Цели:

• Развивать фонематический слух

• Автоматизировать звук [Ш] в словах, слогах, тексте

• Умение находить места звука в слове

• Закреплять произношение звуков в словах

• Обучать словоизменению

• Закреплять навык звукобуквенного и звукослогового анализа слов

• Знакомство с буквой Ш

• Развитие мелкой моторики (учить сопровождать речь с движением рук)

• Развивать внимание, мышление, память

• Расширять словарный запас

• Объяснение правописания имен собственных

Оборудование:

• Картинки со звуком [Ш], конверты с индивидуальными карточками, фонарики, схемы, фигурки персонажей мультфильма "Маша и Медведь", блокнот, карандаш, трафареты с изображением ёжика, "слоговой домик"

Ход занятия:

1. Оргмомент-назови первый звук в имени.

2. Игра на внимание «Четвертый лишний».

Выставляются четыре картинки, из которых "лишняя" со звуком [Ш], который находится в разных позициях ("шина", "машина", "ковш")

Логопед: «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

Предполагаемый ответ: «Звук «ш»

3. Логопед: "Ребята, давайте потренируемся произносить звук [Ш] правильно. Возьмите, пожалуйста, свои зеркала".

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье»

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик».

4. Характеристика звука.

[Ш]-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Завели машину - Ш-Ш-Ш!

Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

5. Задание по автоматизации звука

Логопед: «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук [Ш])

6. Воспроизведение слоговых рядов:

А) ша-шо-шу

Ше-шу-шо

Б) аш-ош-уш-ыш

Ёш-аш-ош-уш

В)аша-оша-иша

Аши-еши-иши

Г) шма-шмо-шму

Шло-шла-шли

Чистоговорка:

Ши-ши-ши – притихли малыши.

Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

7. Задание: выделение заданного звука на слух (фонарики).

Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

Маша: «Ребята, вы меня звали?»

Логопед: «Ребята знакомятся со звуком [Ш]. Хотите помочь нам?»

Дети выделяют звук [Ш] с помощью фонариков в:

А) в слогах

Б) в словах

В) в стихотворении

Мышка.

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Лепешки да пышки.

Мышка играла

На губной гармошке,

От души плясала,

Весело ей стало.

Логопед: «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить. Место звука в слове искать и четко его называть».

8. Игра «Найди звук в слове» - с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша»)

10. Игра «Я-ты-он-они-мы»: (изменение слов по образцу).

А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

Я шью и ты…

Я штопаю и ты…

Я пишу и ты…

Я спешу и ты…

Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

11. Игра «Подели слова на слоги»

Логопед: «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги».

Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

Логопед: «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в "звуковой домик")

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю,

Слова по слогам скажи

И в ворота поспеши.

12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

13. Знакомство с буквой.

a) Логопед: «Чем отличается звук от буквы

b) Показ буквы

c) Название буквы и звука.

d) Объяснение правописания имен собственных

14. Дети печатают букву, слоги, слова (Маша, Миша)

15. Пальчиковая гимнастика

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

16. Итог занятия

Маша:

«Ох, спасибо, ребятишки!

Угощу вас всех коврижкой!»

Миша:

«Ох, спасибо вам, детишки!

Угощу всех вкусной шишкой!»

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в логопедической группе ДОУ (для детей с общим недоразвитием речи) .

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Автор публикации:
Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 18:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама»
Конспект занятия совместной деятельности детей и их родителей. "Я и моя мама". Получения ребенком новых знаний не должен ограничиваться только детским...
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности...
Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого"...
Дубовички на прогулке. Детский мастер-класс поделки из желудей и синельной проволоки...
Осень предоставляет нам богатый материал для творчества: листья, каштаны, желуди, веточки, семена и другой материал. Поделки из желудей относятся к простому...
Вязаные поделки «Новогодние собачки» из бросовых материалов
Этот грядущий Новый год будет Годом Собаки и , наверняка мастерицы уже задались вопросом о том, каких собачек они свяжут или сошьют к Новогодней ярмарке....
Подарок ко Дню матери «Шкатулка-игольница»
Изготовление шкатулки-игольницы для мамы на день Матери Возраст: 4-5 лет Мама – самый дорогой, близкий и родной человек, играющий особенную роль в...