Тема: «Звуки р, л»

Евгения Ильина
Тема: «Звуки р, л»

Программное содержание:

Образовательная:

• закрепление знаний о механизме образования звуков «Р» «Рь» «Л», «Ль», его акустических особенностях

• закрепление правильного произношения их в речи;

Коррекционная:

• Развитие речевого дыхания

• Совершенствование зрительного восприятия

• Закрепление правильной произносительной фонемы «Р» «Рь» «Л», «Л» в изолированном виде, в словах, предложениях в тексте

• Развитие фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез

• Развитие лексико-грамматического строя речи.

• Развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки.

• Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

• Обогащать словарь и развивать связную речь.

Воспитательная:

• Воспитание чуткости и бережного отношения к животным

• Воспитывать умение работать дружно, сообща

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши, тетради, карточки, таблица «Домашние животные и их детеныши»

Ход занятия.

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Послушайте!

Маленькому Пете давно хотелось поехать в деревню к бабушке. И вот однажды мама взяла мальчика с собой. Приехали они в деревню поздно вечером. Петя очень хотел спать и ничего не видел. Утром он проснулся рано и вдруг видит:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

(Петя сразу узнал, кто это. А вы узнали)

Упражнение «Киска лакает молоко»

Производить лакательные движения языком.

Посмотрите как легко

Кот лакает молоко.

«Киска сердится»

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Киска сердится сейчас,

Искры сыплются из глаз.

Вышел Петя во двор, а навстречу ему-

Борода да ножки

Скачут по дорожке.

(Не знал Петя, кто это. А вы Знаете)

Пошел Петя дальше по двору. Заглянул в маленький домик и обрадовался: сидит там на жердочке птица.

-ой!- закричал мальчик. - я знаю, кто ты. Тебя так же зовут как и меня. (вы догадались, кто это был)

Шагает Петя дальше и вдруг:

Стоит перед ним копна,

Спереди вилы, сзади метла.

(Кто бы это мог быть? Кого испугался Петя)

Побежал Петя Обратно в дом, а его не пускают:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Петя знал, кто это, но подойти боялся. Вы догадались, кто это был)

«Злой пёс»

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Пёс оскалился сейчас,

Может укусить он нас.

Упражнение «Лопаточка», (собака высунула язык)

Целый день щенок играл,

И, конечно же, устал.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Вышла бабушка и сказала: «Ах ты, мой сторож хороший! Но на Петю не рычи, будьте друзьями!»

Стал Петя жить в деревне, и еще со многими животными он познакомился (как вы думаете, с кем)

«Толстый и худой поросёнок»

Надувать и сдувать щёки.

Один поросёнок толстячок,

А другой – худышка.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись,

Звонко цокать научись.

Логопед:

- каких животных повстречал Петя в деревне? Как называют этих животных? Почему они так называются?

-чем домашние животные отличаются от диких?

- продолжите предложения: «тигр, лев, волк, медведь- это….»

«кошка, собака, корова, коза-это….»

Логопед:

К домашним животным мы тех отнесем,

С которыми в тесном контакте живем.

Коровы и лошади, овцы и козы,

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи наш дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

- Какую пользу приносят домашние животные человеку? (носки, молоко)

(Детям предъявляются картинки с изображением домашних животных).

Дидактическая игра «Паровоз»

Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове

ПЕТЯ ХОДИТ ВО ДВОРЕ И ПОЕТ ПЕСНЮ: ЛА-ЛА-ЛА

-какой первый звук вы слышите?

Придумаем слова на звук л.

ЗВУК [л]- согласный, звонкий, твердый.

-как рычит разозлившаяся собака: ррр…ррр

-какой звук вы слышите

[р]-согласный, звонкий, твердый.

2. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.

Артикуляционный уклад звука «Р»

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит посередине,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционный уклад звука «Л»

Посмотри в зеркало и запомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука [л]:

• губы улыбаются, старательно удерживают улыбку;

• кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

• средняя часть спинки языка опускается;

• задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад;

• бока языка опускаются (язык принимает форму седла);

• воздушная струя воздуха проходит по бокам языка.

3. Дидактическая игра «Кто как голос подает» (соедини слова парами)

Кошка-…. рычит

Собака-… мычит

Корова-…. Мурлычет

Свинья-… ржет

Лошадь-… блеет

Овца-… хрюкает

4. Дидактическая игра «животные и их детеныши»

Теперь постарайся узнать

Детенышей как называть

Запомни названия эти

Должны их усвоить все дети!

Посмотри на картинки внимательно

Малышей всех найти обязательно!

- назвать детенышей и их мам.

- показать их по таблице.

5. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

У кровы- поросята

У козы- телята.

У свиньи- козлята.

У лошади- жеребята.

У овцы – ягнята.

У кошки- щенки.

У собаки- котята.

6. «Составим рассказ»

(детям раздаются слова, должны придумать предложения. Из составленных предложений составить рассказ).

Слова- собака, кошка, коза, корова, лошадь, свинья.

Задания

1. Определить последовательность предложений.

2. Составить рассказ.

3. Запомнить его и пересказать.

4. Дайте животным клички.

5. Сколько слов в вашем предложении?

6. Какие слова в предложении пишем с большой буквы и почему?

7. Вспомним правило, закончим предложение: «Клички животных пишутся…»

Посмотрите на доску, у нас склеились слова (поставить разделительную черточку)

ЛЕТОМПЕТЯПОЕХАЛКБАБУШКЕВДЕРЕВНЮ.

УБАБУШКИКОРОВАБУРЕНКА.

ЕЩЕУБАБУШКИБЫЛИОВЦЫКОЗАДУСЯИСОБАКАДРУЖОК.

ПЕТЯВСЕХЛЮБИЛ.

Послушайте!

Заспорили животные: кто нужен человеку? Корова говорит: «Я нужна человеку- я даю молоко»

Нет, я,- говорит лошадь,- Я вожу тяжелые вещи».

«Мы очень нужны человеку,- сказали коза и овца. -

Мы даем человеку шерсть, мясо, молоко».

Собака недовольно зарычала: «Я нужна человеку- я охраняю его дом. Я помогаю пограничникам и пожарникам».

-Нет, без меня никак не обойтись человеку,- захрюкала свинья- Я даю человеку сало и мясо.

Не выдержала и кошка: «Я ведь тоже очень нужна человеку. Я пугаю мышей»

Логопед: так кто же нужен человеку? Почему?

Грамматика. Послушать, запомнить и пересказать.

У козы день рождения. В гости придут разные животные. И для каждого свое угощение. Для коровы- трава. Для лошади—трава и овес. Для кошки- молоко. Для собаки- кости. Для овцы- трава. Много хлопот у хозяйки- козы.

А вот гости… сели гости за стол. Корова с удовольствием жует траву. Лошадь жует овес. Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Овца жует траву. Гости довольны угощением.

- что приготовила коза для коровы? Собаки? Овцы? Кошки?

-соедините животных стрелками с его угощением:

Корова

овес

Кошка

Кость

Трава

молок

Собака

Овца

лошадь

Грамматика. Согласование нескольких частей речи в разных падежах.

-кого увидел Петя во дворе? (двух полосатых котят)

- за кем побежал Петя?

-Кто теперь живет у Пети?

- О ком Петя заботится?

Составить небольшой рассказ про Петю и котят. Свой рассказ можете начать со слов: «Однажды мальчик Петя пошел гулять и вдруг…»

Развитие мелкой моторики пальцев рук:

-детям раздаются контурные изображения домашних животных. Понравившееся животное раскрасить.

Пальчиковая разминка.

«Кошка показывает коготки»

Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка

Будет дождик за окошком.

А теперь поупражняемся в чистоговорках. (Последнее слово дети добавляют после показа картинки)

Ре- ре-ре- трава на дворе

Ле- ле- ле- заяц на осле

Ар- ар- ар- укусил комар

ур-ур-ур- накормите кур

ел- ел- ел- паук муху съел

Дыхательная гимнастика.

- Ухо- нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

-Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза. Сначала одной рукой, затем другой, затем обеими вместе.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это»

Сторожит, грызёт, лает - собака

Хрюкает, роет - поросёнок

Ржёт, бегает, скачет - лошадь

Мяукает, лакает, царапается - кошка

Мычит, жуёт, ходит – коров

В этих строчках спрятаны названия животных

ОРНАКУБЬТОКОШКАЛРМ АКНРТЛЕВ

СОБАКАОТПКУВССМВОЛКИПИНИОЛ

ПОРОСЕНОКЛОТИГНПИДЗАЯЦЬБЖЩГР

ТРТООНПСШКОРОВАДЮЛЖБЭЗОГШРШИ

ЛТШГРБХЩЩЛОШАДЬРНЕГРЩНОЛТ

Итог занятия:

-над какими звуками мы работали?

-как работают органы речи при произношении этих звуков

-произнесите эти звуки

- домашнее задание: выполнять ежедневно артикуляционную гимнастику

Публикации по теме:

Игры для пособия «Ёжик» ЦЕЛЬ: Развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умения определять количество.

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тема: «Звуки р, л»
Опубликовано: 23 ноября 2012 в 10:22
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...